РОБОТОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ

Санкт-Петербург (Ленинград) 1973-85, реализация архитекторы — С. Савин,

Б. Артюшин; конструкторы — А. Мартьянов, Г. Драбкин

Комплекс зданий НИИ состоит из двух горизонтальных, изогнутых в плане лабораторных корпусов, производственного корпуса и контралъно- испытателъной станции, выполненной в виде высокой (более 70м) узкой башни, увенчанной антенной установкой. Композиция построена на классическом для архитектуры модернизма резком контрасте горизонтальных объемов и совершенно выдающегося по своим художественным свойствам объема башенного. Если протяженные лабораторные корпуса выполнены в стилистике западноевропейских 20-х, то острые «ребра» контрольно- испытательной станции придают ей абсолютно космический вид и одновременно воскрешают в памяти образы готических соборов с нервюрами и острыми шпилями. Конечно, такое «вольное» использование бетона в декоративных целях стало возможно уже только после отставки И. С. Хрущева, главного идеолога экономии и стандартизации в архитектуре. Индивидуальные панели сложной формы для этой башни были специально изготовлены в Ленинграде из керамзит- бетона по особому разрешению Госстроя. Башня связана с освоением космоса не только образно, но и функционально — в ней проводились испытания систем мягкой посадки и замеры состояния тел при свободном падении для совместного советско-американского пилотируемого полета в космос «Союз-Аполлон». Внутри башня абсолютно полая и представляет собой металлический каркас с навешенными на него панелями. Выдающийся архитектурный образ безусловно оправдал затраченные на него народные средства.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ГРУЗИИ

Тбилиси, 1975, реализация архитекторы — Г. Чахава,

3. Джалагания; инженеры — Т. Тхилава, А. Кимберг

Это здание было признано многими экспертами лучшим архитектурным объектам эпохи советского модернизма и побило все рекорды по числу публикаций в прессе. Здание имеет максимальную высоту 18 этажей, оно выполнено из стали и железобетона и расположено на крутом рельефе — на берегу реки Куры. Конструкция здания Министерства состоит из 5 горизонтальных, двухэтажных поперечных «балок», которые выглядят как будто сложенными друг на друга. Эффект уси ливают ленточные окна, придающие эффектной и выразительной композиции объемов дополнительную динамик)’. Образующиеся в нескольких уровнях пересечения горизонтальных линий вызывают ассоциации со сложной автомобильной

«развязкой», что в свою очередь тесно связано с функцией здания, выстроенного для Министерства автомобильных дорог Грузии (сегодня там банк, и эта связь несколько утрачена). Горизонтситные балки опираются на три квадратных в сечении «столба», в которых находятся лестницы и лифты. Идея состоит в наименьшем использовании поверхности земли, чтобы дать возможность растительности существовать под зданием и наименьшим образам вмешаться в рельеф и флору. Под зданием протекает небольшой ручей, впадающий в Куру. Проект тесно связан как с идеями западных архитекторов (одна из наиболее прямых ассоциаций — Дом над водопадом Френка Ллойда Райта), так и русских конструктивистов 20-х годов (Горизонтальные небоскребы Лазаря Лисицкого). При этом оригинальность и яркость идеи заставляет причислить здание Министерства автомобильных дорог Грузии к безусловным шедеврам архитектуры советского модернизма.

ЗДАНИЕ ОБЛАСТНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Екатеринбург(Свердловск) 1975-82,реализация архитектор М. Шапиро, конструктор В. Ханджи

Проектирование здания областного комитета КПСС в Свердловске было поручено московским архитекторам из ЦНИИЭП зданий культуры, спорта и управления им. Мезенцева. Вплоть до распада СССР Свердловский обком оставался самым высокая обкомам в стране. По отношению к главной оси города — улице Ленина — здание развернуто под углам 45" Этот не вполне обычный с градостроительной точки зрения прием позволил придать больше динамики пространственной организации центра. В то же время высота дама позволила ему композиционно «собрать»центр города, стать его организующей доми

нантой. Конструктивно здание представляет собой стальной каркас, на фасад которого были «навешены» железобетонные панели и «пилоны». Модернистский прием ленточных окон здесь перенесен в вертикаль, и узкие«струны»остекленных поверхностей чередуются с глухими частями стен. Лифты и лестничные клетки разнесены по углам здания. Отказ от формы простой вытянутой призмы и переход к многообъемной, пластически выразительной композиции был значительным событием для архитектуры советского модернизма. Здание обшито белым уральским мра — мором — коелгой. Это был второй случай использования данного материала после Белого дама в Москве.

ПОСОЛЬСТВО СССР В КУБЕ Гавана, 1975-81, реализация архитекторы — А. Рочегов,

М. Энгельке, В.Песецкий

Комплекс зданий посольства СССР (сегодня РФ) расположен в центральной части Гаваны.

По воспоминаниям А. Рочего- ва, в основу планировочного решения комплекса им была заложена идея самодостаточного микромира, частицы России на далеком острове, аналог монастыря с колокольней. Застройка посольского комплекса состоит из 2- и 3-этажных корпусов, приподнятых на пилонах, благодаря чему открывается возможность дополнительной аэрации участка и создаются необходимые в жаркам климате теневые зоны. Композиционным центрам комплекса является административное здание в виде башни, выполненной из монолитного железобетона, обшитого местным пористым известняком- ракушечником теплого светлого тона, с применением контрастирующих с его матовой поверхностью широких осте

кленных окон-экранов. Здание (в соответствии с условиями Кубы) поставлено в глубине выделенного под посольство участка, однако его высотность и необычная форма делают его заметной городской доминантой Гаваны. Несмотря на желание авторов воссоздать «частицу России», по своим формам здание кубинского посольства СССР полностью принадлежит интернациональному стилю, а именно такому его ответвлению, как брута- лизм, зародившийся и получивший особенно широкое распространение в Великобритании.

В любом случае, архитектурное решение здания отличает яркость образа и оригинальность идеи. Удивительно контрастно архитектуре здания выглядят его интерьеры, особенно зал приемов с имитацией традиционных для средневековой русской архитектуры сводов и несколько кичевой росписью «а-ля купеческий сервиз> (художники А. Рочегова, В. Бойцов).

ДОМ МОЛОДЕЖИ Ереван,1979-87,реализация архитекторы — А. Тарханян,

С. Хачикян, Г. Погосян,

М. Захарян;конструкторы — Г. Геворкян, И. Цатурян,

С. Багдасарян

Здание было поставлено на высоком холме на сложном рельефе с большим уклоном. Такое положение давало ему большие преимущества с градостроительной точки зрения. Дам молодежи представлял собой многофункциональный комплекс, связанный в сложную пространственную композицию и включавший в себя зал бракосочетаний, концертный зал, музей, бассейн, рестораны и 14-этажную гостиницу, которая и являлась его главной высотной доминантой. Нижний уровень комплекса был обшит темным природным базальтом, подчеркивающим связь с природным окружением, высокий объем гостиницы был выполнен в светлом бетоне. Сложная форма балконов придавала зданию сходство с початкам кукурузы и при этом создавала эффект большей изолированности для каждого отдельного номера. Крыша гостиницы была увенчана плоским цилиндрам вращающегося кафе, придававшим завершенность композиции.

Дом молодежи в Ереване, представлявший собой яркий образец архитектуры советского модернизма, был снесен в начале двухтысячных годов, что стало большой потерей для культурного наследия Армении.

ГОСТИНИЦА «КАЗАХСТАН» Алма-Ата, 1979, реализация архитекторы — Л. Ухоботов,

Ю. Ратушный; инженеры — А. Деев, Н.Матвиец

Вертикаль этого комплекса отличается характерным профилем плана, четко выраженным в ее силуэте. Зубчатые лоджии и «корона» подчеркивают характер образного решения объекта, по-своему представляющего его национальную принадлежность.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР Москва, 1980, реализация архитекторы — Л. Павлов,

Т. Алферова, А. Лунев,

A. Семенов; инженеры — Е.Гармсен, Г. Лысенко,

B. Соболев

Эту тему открыл и решил в нескольких версиях Леонид Павлов. В их числе высотная, где машинные залы расположены над помещениями программистов. Симметричная композиция обостряется нюансами разработки стилобата, консолью башни, массой ее венчания и парными «закрылками> фасада.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ Рига, 1979-89, реализация архитекторы — К. Никурадзе,

Г. Асарис

В отличие от большинства телевизионных башен в СССР — в Москве, в Таллине, в Вильнюсе, в Баку и многих других — для Риги придумали иную конструкцию — из цельнометаллических листов. Башня построена на острове Закюсала посреди реки Даугава на высоте 7 м. над уровнем моря. Опоры фундамента углубляются в землю на глубину до 27м, упираясь в доломитовый слой. Сама же башня внешне представляет собой конструкцию из трех «ног и шпиля. В двух «ногах имеются скоростные наклонные рельсовые лифты, а в третьей — резервная лестница и кабели. Металл Рижской телебашни создан из особого сплава, разработанного в институте тени Патона в Киеве. Конструкция рассчитывалась минимум на 250 лет эксплуатации, после чего должна производиться полная техническая экспертиза. Во время проектирования просчитывались все возможные условия: от сильных морозов до мощных землетрясений. Проект разработал Госинститут проектирования сооружений связи в Москве, металл выплавляли на Украине, конструкции собирали в Челябинске, монтаж проводила ленинградская «Сев- запстальконструкция. Непосредственные строительные работы вел «Ригапрамстрой, специализировавшийся на промышленных объектах. Рижская А телебашня высотой 368,5 м яв/Ш ляется самой высокой в стрсі^Ш нах Балтии, третьей по высоте в Европе, посіє Останкинской и Киевской телевизионных башен, и примерно 44-й в мире. Современный синуэпиРиги невозможно представишь без этой

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ Екатеринбург, 1983 — не достроена конструктор Ю. Синие

В соответствии с проектом башня должна была состоять из двух частей: нижней — бетонной, высотой 220м, и верхней — металлической антенны высотой 141 м. На высоте 180 м предпалагсиюсь устройство традиционного для такого тина сооружений ресторана на вращающейся платформе. Фактически нижняя бетонная часть была полностью реализована (за исключением ресторана). При строительстве применялась технология, использованная ранее для телевизионной башни в Таллине (1975-1980, арх. 10. Синие, Д. Басиладзе) — заливка железобетонного ствола методом скольжения. Бетонную форму устанавливали на высоту в 2,5 м, вмонтировали арматуру и заливали бетон. После этого рабочая площадка поднималась по металлическому шахтному подъемнику внутри башни, форма сужалась до необходимого диаметра и начиналось бетонирование новой секции. Использовался бетон марки М-400, на основе смеси сланцевой золы с портландцементом, разработанный учеными Таллинского Политехнического института под руководством профессора Вернера Кикаса. В отличие от Останкинской башни, чей архитектурный образ ритмически организован расширениями <•шайбами», силуэт Свердловской башни отличается монотонностью, некоторую живость которой придают ряды спаренных окон — иллюминаторов. Песмо — тря на то, что башня не была достроена, она является одним из важнейших символов Екатеринбурга и требует бережного к себе отношения, так как безусловно обладает культурной и исторической ценностью.