Факелы раннего Средневековья из скрученных смолистых веток или сучков, выделявшие копоть и дым, уступили место факелам из пучков свечей. Факелы использовались в парадных помещениях, а масляные лампы — в жилых. В богатых домах масляные лампы делали из глины, стекла и металла и подвешивали на стенах. От таких светильников на все вещи садилась сажа и стоял смрад. Были также настенники из железа в виде стрельчатой арки с орнаментом. Их вешали на карниз каминов. Готическая люстра представляла собой обруч из железа, меди или латуни с подсвечниками, подвешиваемый на цепи, либо деревянную крестовину, крепящуюся к потолку.

Дома в Лондоне: «Дома были деревянные, второй этаж выдавался над первым, третий выставляли свои локти далеко над вторым. Чем выше росли дома, тем шире они становились. Остовы у них были из крепких, положенных крест-накрест балок, промежутки между балками заполнялись прочным материалом и сверх покрывались штукатуркой. Балки были выкрашены красной, синей или черной краской, смотря по вкусу владельца, и это придавало домам очень живописный вид. Окна были маленькие, с мелкими ромбами стекол, и открывались наружу на петлях, как двери»

Светильники были двух типов. Первый тип состоял из довольно плоской чаши, лежавшей на трех звериных лапах, и круглого или ребристого стояка с наплывом, который заканчивался длинным острием. Второй тип — высокое круглое основание с большой тарелкой, несущей высокий цилиндрический стан со свечником. В хозяйственных помещениях использовали только глиняные лампы. Были также распространены фигурные подсвечники из бронзы с кариатидами в виде посыльных и слуг. В Германии были подвесные светильники из рогов оленя. Между рогами помещали фигуры и чашечки со штырьками для свеч.

Камины делали с высокой топкой, она обычно была высотой с дверной проем. В комнатах с балочным потолком каминные колпаки доходили до перекрытий, в иных интерьерах делались ниже. Колпаки поддерживали кронштейны, колонки и стенки с выступами и пилястрами. Во Франции строили более богатые камины, с колпаками, намного выступающие от стен. В Англии, напротив, они «утопали» в стене и строились без колпаков. В Италии наибольшую популярность приобрели небольшие камерные камины без сложного декора. В Германии, Голландии, Австрии и Швейцарии уже в этот период появились печи, облицованные полихромной рельефной керамикой.

Большую роль в готическую эпоху стала играть мелкая утварь — красивые сундучки для драгоценностей, зеркала, писчие приборы. Зеркала стали делать не только металлические, но и из полированного хрусталя с металлической подкладкой. Сундучки вставляли в красивые кожаные футляры. Начали входить в употребление колокольчики для вызова прислуги.

В XIV—XV вв. появился самый ранний тип комнатных стенных часов — с гирей, балочным регулятором, механизмом хода, боем и очень простым заводом. Их вешали на стену, на круглом циферблате — 12 цифр. Гирю, когда она спускалась, снова поднимали вверх. У них была одна стрелка — часовая, и не было маятника.

В целом же роскошь проникала только в очень богатые дома. Расчетливость и скромность в городской среде считалась добродетелью, поэтому даже зажиточные люди предпочитали изящным безделушкам и дорогой мебели — серебряную посуду, которая служила дольше. Практичность была одной из черт средневековых людей.

Законодательницей мод в быту стала Италия. Подражание древнеримским образцам в эпоху Возрождения достигло в Италии совершенства благодаря произведениям лучших художников и содействию покровителей искусства. В Испании новый стиль Возрождения смешался с готическим и мавританским. Во Франции новый стиль стал развиваться под влиянием итальянских художников. Здесь он сочетался с готикой.

Население итальянских городов было богатым, светские и духовные государи способствовали развитию искусства, поэтому новый стиль и любовь к роскоши затронула все слои населения.

Основные черты архитектуры Возрождения были полной противоположностью готике и унаследовали традиции античного искусства. Ренессансный архитектурный стиль, как и древнеримский, эклектичен, и по характеру скорее декоративен, нежели конструктивен. Формальные элементы стиля были почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Основные геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, куб и шар.