Обследовавший гавит Арича (1235 г. ) С. Мнацаканян, не разбирая детально конструкцию плоских покрытий, констатирует только, что они «представляют плоские, известково-бетонные перекрытия,. . . снизу богато оформленные мелкими фигурными камнями». Возможно, что мозаичные потолки конструировались как плоско-рспарушенные покрытия, усиленные поверху известково-бетонным слоем, как это делалось в обычных плоских покрытиях гаЕИтов, например Тегеняцванка, Бардзракаша и др. Не исключена возможность соединения мозаичных камней между собою потайными четвертями, что осуществлено, в частности, в конструкции покрытия средней южной секции гавита Арича, набранного из квадратных камней, гладких и с выемками, расположенных в шахматном порядке. К числу покрытий, поражающих величиной своей площади (примерно 4,6X6,28 м) и роскошью декоративного убранства, относятся мозаичные плоские покрытия южной, западной и северной секций западного ГЭЕИТЭ церкви Аствацапин в Багнайрг (XII—XIII вв. ). Представляют интерес мозаичные потолки южного гавита церкви Апостолов в Ани (конец XII в. ), выполненные в треугольных по плану секциях, расположенных по периметру помещения. Составляющие мозаику разноцветные фигурные камни имеют полированную нижнюю поверхность. Весьма своеобразны мозаичные покрытия в гавите Арича (1235 год). Угловые секции окаймлены по контуру профилированным карнизом, завершенным значительно выступающей полочкой, чем достигнуто сокращение видимой поверхности покрытия в свету на 25%. Центр покрытия заполнен мозаичными камнями, украшенными рельефной геометрической орнаментацией. Потолки выложены из одноцветных камней. Это позволило в целях облегчения производства работ выполнить на поверхности одного камня несколько элементов орнамента, что можно видеть на плафоне юго-западной угловой и средней восточной секпий. Средняя западная и средняя восточная секции гавита Арича в связи с относительно большими размерами мозаичной поверхности и в зависимости от принятой сводчатой формы выполнены со значительным строительным подъемом, примерно равным 1/3 пролета. Трудоемкость и сложность производства работ привели к тому, что тип плоско-мозаичных каменных покрытий получил весьма ограниченное распространение. Наряду с разработкой конструкции плоских, каменных покрытий армянские зодчие уделяли достаточное внимание и вопросам их художественного убранства. Декоративное оформление покрытий подчинено как их конструктивной схеме, так и общему архитектурно-художественному оформлению интерьера. Во всех известных нам примерах декор всегда согласован с конструктивными членениями плоских покрытии, подчеркивая и оттеняя их характером своего узора и цветовым оформлением. В редких случаях поверхность плоских покрытий оставлялась гладкой, без какой-либо художественной обработки; это имеет место, например, в западных угловых секциях гавитов Санаина, Гошаванка, в восточных секциях гавита Тегера, расположенных в относительно затемненной части интерьера. Как правило, поверхность покрытия украшалась резным орнаментом. Известны также случаи изображения человеческих фигур. В плоских покрытиях гавитов Оромосаванка, Тегеняцванка, Агарцина, Макараванка и в восточных угловых секциях гавита Санаина центры угловых плит декорированы крупными розетками. Выполненные в углубленном рельефе, эти розетки представляют собой многолепестковые цветы с сердцевиной в виде гладкого шара. В Агарцине наряду с розетками выполнены также рельефные изображения человеческих фигур. Наиболее богатую орнаментацию имеют плафоны боковых секций гавита Оромосаванка. Каждый камень, образующий конструкцию, имеет свой собственный, отличный от других, орнамент, согласованный с формой видимой поверхности камня. Плиты орнаментированы круглыми розетками. При одной и той же схеме орнамента все розетки различны по рисунку, что повышает их художественный эффект. Многолепестковый цветок розетки обрамлен сперва плетеным жгутом, затем полувалом, который, в свою очередь, обоамлен лентой. Лента в трех плитах украшена меандрами, перемежающимися с различными по рисунку мелкими розетками, а в четвертой — следующими друг за другом крупными розетками. Клинчатые камни между плитами сплошь покрыты богатым орнаментом, составленным из меандров и растительных узоров. На лицевой поверхности крестовины, в соответствии с ее формой, нанесен рельефный крест, обведенный сложной переплетающейся резьбой. Для оттенения конструктивных частей покрытия и четкого выделения декоративного убранства узкие клинчатые камни в отличие от красных угловых плит выполнены из черного туфа.