Турецкий жилой дом, как и во всех странах Среднего Востока, в силу религиозных требований делился на мужскую и женскую половины — селямлик и харем. В зависимости от благосостояния владельца, дом мог быть большим — двух- или даже трехэтажным — и тогда мужская и женская его половины располагались в самостоятельных зданиях. Комнаты хозяев находились во втором этаже, первый отводился прислуге. Селямлик обязательно включал обширный зал для приема гостей. К мужской половине примыкал двор с хозяйственными постройками, хаузом, прачечной и даже небольшой баней; харем выходил на меньший двор. С улицы в каждую из половин дома вели свои ворота. Вторые и третьи этажи домов несколько выносились на консолях, нависая один над другим и создавая своеобразные фасады.
Двускатные высокого подъема черепичные крыши имели далеко выступающие карнизы, защищавшие стены от влаги. Комнаты освещались окнами, располагавшимися в два яруса. Более крупные, нижние, на женской половине закрывались кафес- сами — деревянными жалюзи из тонких дощечек, поставленных под углом. Неоткры- вавшиеся верхние окна часто имели цветное остекление. Кафессы нередко устраивали в виде выступающих корзин. Отапливались помещения каминами или санда- лами; иногда полукруглые камины выступали из плоскости стены на фасадах.
Маленькие дома нередко состояли всего из двух комнат—селямлика и жилой, в которые вели отдельные двери и лестницы. За неимением бань во дворе таких домов отводилось место для омовения, а вода хранилась не в хаузах, а во врытых в землю больших кувшинах. Они соединялись трубами с водостоком на улице, в который водоносы вливали воду, не входя в дом.
В яли верхний этаж чаще нависал над морем на консолях, а иногда возвышался над водой на столбах, как в яли Хусейна- паши в Каплыджа (1698 г.).
В культовом зодчестве тоже происходил процесс европеизации. Влияние классического стиля еще сильно в мечетях начала XVIII в. Хекимоглу Али-паши (1734 г.), Али-паши, Касим-паши. Однако в их архитектуру все больше проникают барочные черты. Мечеть Нур-Османие в Стамбуле (1755 г.) архитектора Симона Кальфа,хотя и сохраняет традиционный двор перед молитвенным залом и два минарета, но существенно отличается от классических образцов барочными формами, проявившимися в плане, внешнем облике и интерьере. Мраморные лестницы ведут к полукруглому небольшому двору мечети, окруженному купольной галереей на порфировых колоннах. Квадратный зал перекрыт одним куполом на четырех арках, опирающихся на мощные стены. Большая михрабная ниша выступает на фасаде, подобно абсидам христианских церквей. Окна в стенах устроены часто в пять ярусов.
Четко читающиеся на фасадах массивные конструктивные арки, однокупольное перекрытие, полукружие двора резко изменили облик мечети, хотя к залу по бокам пристроены традиционные невысокие галереи. В облицовках европейские черты еще более явственны, они видны в членениях, характере тяг и карнизов на фасадах и в интерьере.
Еще больший эклектизм проявился в мечетях Л алели (1763 г.), Ортакой (1853 г.) и Михримах в Стамбуле. Во второй мечети даже минареты имеют форму коринфских колонн. Попытка в начале XX в. вернуться в небольших мечетях к старому стилю Бурсы привела к новым образцам эклектики в архитектуре; таковы мечеть Бостанки (1913 г.) и мечеть Бебек (1915 г.).
История зодчества Турции сложна в результате скрещения в нем культурных влияний и заимствований почти всех сопредельных с ней стран. Но уже на первых этапах— и в сельджукский и начальный османский периоды, наряду с явными заимствованиями принципов планировки, техники строительства, архитектурных форм и декора проявляется переосмысление чужих традиций применительно к климатическим условиям и национальным запросам.
За четыре века сельджукские и османские мастера подготовили почву для расцвета зодчества страны в XVI и самом начале XVII вв. Оно характеризовалось не только размахом крупного строительства и возведением грандиозных сооружений. В тот период выкристаллизовался турецкий национальный стиль. Он нашел выражение в своеобразии динамических, ритмично нарастающих объемов зданий, в пространственной композиции просторных высоких и светлых интерьеров, в приемах архитектурного декора — применении темных и светлых пород камня, многоцветных майолик.
Большое внимание уделялось градостроительным проблемам, широко применялась ансамблевая застройка по продуманному плану. Возникли комплексы торговых
сооружений, включавшие крытые рынки, бедестаны, караван-сараи, и учебных зданий. Крупные соборные мечети возводились в узловых участках и имели большое градообразующее значение. Вокруг них возникали ансамбли из медресе, мавзолеев, имаретов, больниц, создавались центральные городские площади, парки, скверы. В тот период многие турецкие города приобрели характерный облик и силуэт.
Начавшееся уже с XVIII в. экономическое и политическое ослабление Турции обусловило упадок национального зодчества, который привел в XIX — начале XX в. к его эклектической европеизации.