ДВА ПОХОЖИХ, НО неодинаковых здания в шесть-семь этажей со светлой, матовой или глянцевой, кирпичной облицовкой стен и высокими угловыми эркерами, увенчанными легкими куполами, образуют парный акцент в силуэте проспекта и подобие пропилеев пересекающей его улицы— 10-й и 11-й линий. В этом микроансамбле активизированы диагональные оси, устремленные к центру перекрестка. Динамика достигнута благодаря угловым граненым эркерам, словно выдавленным из массивов зданий смыканием двух фасадных стен. В результате и сами дома воспринимаются цельными блоками, а не отдельными фасадами 184.
Пластическое и силуэтное выделение угла квартала эркером или башней получило распространение в петербургском строительстве с 1870-1880-х гг. (прежде всего, в постройках П. Ю. Сюзора). В период модерна эти приемы были развиты в сторону большего динамизма и одновременно — слитности форм. Наиболее последовательно разрабатывал эту тему архитектор Александр Барановский, на долю которого выпало построить семь угловых домов. Он постоянно вводил угловые эркеры-башни, рассчитанные на ракурсное восприятие в перспективах улиц и вносившие динамический момент в массив квартала. Иногда архитектор придавал им цилиндрическую форму, но предпочитал более зрительно легкую — многогранную. Этот ведущий объемный акцент достигает у Барановского максимально возможной высоты — обычно от второго этажа до мансарды, захватывая пять- шесть этажей. Узкие грани и скользящие вверх линии усиливают вертикальность эркеров. Все угловые дома Барановского выдержаны в едином композиционно-стилевом характере. Архитектор хранил верность избранным приемам, его почерк узнаваем, но несколько однообразен.
На участке крупного строительного подрядчика М. Д. Корнилова (Средний пр., 45/27) Барановский соорудил первое небольшое здание еще в 1907 г., а при возведении дома купца А. А. Заварзина (№ 47/34) использовал стоявшее там строение. Однако это практически не отразилось на облике ансамбля, созданного в 1910-х гг. 185 Здания не тождественны, но согласованы по массам, членениям, ритмике и цветофактурной гамме. Многоэтажные кубовидные массивы обретают подвижность за счет угловых эркеров. Вертикальные оси самих фасадов, подчеркнутые четырех- или пятиэтажными эркерами, явно второстепенны по сравнению с диагональными векторами. Кирпичная облицовка придает фасадам холодную элегантность. На фоне стен выделяются экономно введенные рельефные вставки и переливчатая зелень фризов. Более ранний дом № 47 отличается обработкой нижнего яруса рустами серого гранита грубой фактуры и шестиугольной конфигурацией окон верхнего этажа, что сообщает облику здания оттенок «северного» модерна. Дом № 45, завершенный уже в 1915 г., в момент апофеоза ретроспективизма, декорирован деталями барочного характера (в духе работ В. В. Шауба). Необычны кирпичные обрамления больших мансардных окон, выведенные в плоскости стены, с пышными гирляндами и крупными львиными масками. Но в целом стилистика этого здания не выходит за рамки зрелого рационального модерна.
По заказам подрядчика М. Д. Корнилова, который, очевидно, сам сооружал свои доходные дома, Барановский создал еще два здания: одно — неподалеку, на пересечении Среднего проспекта и 14-й линии (№ 56/41), другое — на Малом проспекте П. С., 26-28 186. Первое из них, самое раннее (1909-1910) в ряду подобных работ архитектора, выделяется яркой полихромной облицовкой из глазурованного кирпича, цветной плитки и гранитной щепы. Угловой эркер имеет круглое сечение, а лежачее криволинейное окно в широком фигурном аттике с «плечиками» кажется запоздалым отзвуком раннего модерна. Композиционному строю дома Заварзина наиболее близко здание на Малом проспекте П. С. (1910) с гранитным цоколем, верхним рядом шестиугольных окон и фронтонами над тремя трехгранными эркерами, ритмически организующими протяженный фасад. Два цилиндрических эркера на углах, переходящие в граненые башенки, служат акцентами в перспективах улиц. Подобную, но более локальную роль играет доходный дом А. П. Максимовой на пересечении Рузовской улицы, 17, и Клинского проспекта, 2 (1910) 187. Здесь также главенствует круглый шестиэтажный угловой эркер. Тему объединяющих вертикалей продолжают трапециевидные в сечении настенные эркеры.
Барановским в 1911-1912 гг. для X. Г. Борхова 188 — владельца строительной конторы и железобетонного завода. Близость этого здания другим домам архитектора показывает, между прочим, независимость проектировщика от заказчиков. По декоративной насыщенности разноцветной кирпичной и гранитной облицовки оно родственно дому Корнилова на Среднем проспекте, 56/ 41. Архитектор пытался дополнительно оживить силуэт фигурными аттиками, но они получились нескладными. Волнообразный силуэт аттиков и широкий шаг граненых эркеров дома Борхова подхватывает более скромный соседний дом (Большой пр., 56), построенный Барановским для того же владельца одновременно с угловым и образующий с ним единый блок.
Здания А. Ф. Барановского интересны развитием темы угла квартала, выявлением диагональных осей дом городского пространства. Высокие эркеры выступают в значении х. г. Борхова крупномасштабных объединяющих элементов. Это «ордер» зрелого модерна, тяготевшего к регулярной четкости структуры. Прочная декоративная облицовка отделочным кирпичом оставалась одним из самых популярных приемов петербургского строительства 1910-х гг., что свидетельствовало о постоянном обновлении плодотворного опыта «кирпичного стиля».
Важная особенность внутренней организации зданий Барановского — блокировка парадной и черной лестниц, помещенных на одной оси. Здесь он следовал примеру В. В. Шауба. В трех домах М. Д. Корнилова и доме X. Г. Борхова смежные лестницы разделялись стеклянными перегородками — наборными витражами, расписными и травлеными стеклами со стилизованными цветами и листвой. Декоративное остекление скрывало закулисную утилитарную зону, а призрачный цветоносный свет преображал пространство парадных лестниц.