Этот период характеризуется рядом новых черт. Первая из них — каменное строительство. Именно в этот период появилось слово «здание», «зодчий» от древнерусского слова «зод», то есть глина. Здание — это то, что имеет кирпичные или каменные стены. В этот период в главном доме стали появляться каменные части. В XVI в. из камня и кирпича стали строить сначала парадные помещениям с XVII в. — и жилые.
В традиционные комплексы деревянных хором начинали включать каменные палаты. Нижние этажи из камня предохраняли от огня имущество и жизнь владельцев. На каменных подклетах возводили деревянное жилье. В XVI—XVII вв. подклет еще называли подзыбицей или подсеньем. Если в подклет попадали из верхнего помещения — клети, сеней, избы, то его называли глухим. Подклеты посадских домов, а иногда и богачей, часто использовались и как жилые помещения. Жилой же подклет был непременно с отдельным входом.
Постепенно камень отвоевывал у дерева этаж за этажом. Наиболее характерны были для XVII в. трехчастные каменные палаты. Каменное крыльцо вело в сени второго этажа, из которых попадали в две большие квадратные палаты. Из сеней также поднимались и на верхние этажи. По одну сторону палат были парадные горницы, по другую — жилые комнаты. Главной горницей была столовая палата.
Несмотря на отсутствие четкости и плана, сооружение было очень красиво, особенно кровля. Составные части здания имели затейливый разнообразный вид. Палаты — «хоромы каменные» — возвышались с красными крыльцами и причудливыми кровлями. Наличники делали резные, кровли — в виде шатров. Строили также открытые террасы — гульбища. В палатах появился торжественный фронтон, постройки стали симметричными. Каменные палаты располагали торцом к улице.
На базе трехчастной традиционной жилой ячейки начинает формироваться тип богатого посадского дома глаголем — два здания ставили под углом одно к другому. К первым палатам со временем пристраивали под углом вторые, сохраняющие ту же трехчастную планировку. В каждую часть дома, получившего форму глаголя, вело свое красное крыльцо. Дома, построенные глаголем, позволяли удобно размещать парадные и жилые комнаты.
В каменном зодчестве мастера постепенно уменьшали толщину стен, улучшали вентиляцию и отопление помещений, усовершенствовали оконные рамы и увеличивали размеры проемов. Фасады частных каменных домов и дворцов XVI—XVII вв. украшали небольшие узкие окна, заглубленные в массив стены и перекрытые арочными перемычками. В каменных палатах прямоугольные окна было сделать невозможно: стали делать в верхней части арки, выкладывая обтесанные камни или кирпичи по полукругу. Арка не просто сохраняла свою форму, но и могла выдержать тяжесть находящейся выше стены. Верхнюю часть делали из двух арок: тогда месту сочленения придавали оригинальную форму, которую поэтично именовали: слезка, висячий камень, гирька. Гирьки свисали посередине проема.
В XVII в. появились наличники окон. Так называлось обрамление окна со стороны улицы (от слова «на лице», то есть впереди). Кроме украшения, наличники являлись защитой помещения от проникновения холодного воздуха в студеную пору, прикрывая щель между рамой окна и бревнами сруба. Наличники окон указывали на характер помещения: на верхнем жилом этаже наличники делали более сложного профиля, чем на нижнем подсобном этаже. Наличники украшали резьбой. В XVII в. окна также получили белокаменные фронтоны, пилястры и колонки.
Вход в дом непременно делали с южной стороны, чтобы в помещении было тепло. Перед дверьми богатого боярского дома — крыльцо с разукрашенными кувшинообразными колоннами, покрытое остроконечной кровлей. Крыльцо огораживали перилами. Ступени крыльца вели на террасу — рундук, отгороженную фигурными столбиками, затем — в сени второго яруса.
Крыши крыли тесом и дранкой. Со временем щепа кровли приобретала красивый серебристо-серый цвет. Иногда для украшения кровли использовали специальную краску. Порой крыши крыли черной лощеной черепицей. Крыши теремов были двускатными, тесовыми или гонтовыми, состоящими их клинообразных дощечек, драниц. Кровля, особенно в богатых домах, имела очень затейливый вид. На крыше виднелись пузатые полубочки с гребешком посередине и сложной формы шатры, крытые луженым железом. Конек и фасадная часть кровли всегда украшались резьбой по дереву: различными геометрическими фигурами, теремками, башенками, куполами, изображениями трав, зверей, птиц, узоров. Такая крыша пленяла взоры прохожих.
Обычно украшали те части усадьбы, которые видны с улицы — ворота, кровли, фасады, дымники, фронтоны, крыльцо, карнизы, фризы. Использовалась резьба по дереву и по камню. Резными были колонны на сенях и крыльце. Дымовые трубы были с фигурными дымоходами.
Другая черта в строительстве этого периода — постепенное нарастание различий между богатыми боярскими хоромами и жилищами рядовых горожан и крестьян.
Боярские дома все были на высоких цоколях и подклетах, а дома зажиточных приказных могли быть избой с завалинкой. К стенам невысокого дома делали земляную подсыпку снаружи — завалинку. Она удерживалась досками. Посадские и ремесленники строили также дома на подклетах. Это зависело от количества леса и его цены.
Дом теперь всегда имел подклет, на юге — ниже, на севере — выше. В подкле- те хранили продукты и имущество. На подклете строилась жилая комната с печью.
Дом, состоявший из трех частей — изба — сени — клеть, — ставился обычно на подклет для сохранения тепла. Каждый сруб (из трех частей) имел свою кровлю, средний сруб изредка делался более низким, чем боковые. Холодные сени могли быть каркасными. Жилые отапливаемые помещения — горницы — располагались по обеим сторонам от холодных сеней. Планировка дома была такова: по одну сторону от сеней (рубленых или каркасных) устраивали горницы (покои) для сна. теплые — внизу, летние — наверху. Последние назывались терема. Самые высокие терема были характерны для зажиточных людей.
Дом у рядовых граждан — изба на подклете, дом из добротных еловых бревен. Стена делила его на две половины: хозяйственную с печью и чистую горницу. О ней есть пословица: «Наша горница с богом не спорница». Дом включал в себя, по меньшей мере, две комнаты и сени. Все помещение могли делить на парадные и жилые комнаты, на хозяйственные и жилые, на теплые и холодные. Покрывали дом дубовой дранкой с заостренными концами: крыша была, как будто чешуей покрыта. Зажиточный горожанин имел печь с трубой.
Печная труба имела вьюшку, которая закрывалась для тепла.
«На дворе капель — и у нас тепель» — так говорили о плохо отапливаемом доме. Развитие плана дома шло у рядовых людей от однокамерного к трехкамерному дому, у более богатых слоев населения — от трехкамерного к многокамерному.
Третья черта данного периода — стали очевидными сложившиеся различия в строительстве русской крестьянской избы в различных регионах России. Сложенные из массивных древесных стволов северные избы величественны и суровы. Легки и приветливы дома южных районов. В жилых постройках преобладала ель и сосна. Хозяйственные постройки могли делать из дуба. I юследний прочнее, однако не такой ровный, как сосна и ель. На севере европейской части России для строительства применяли хвойный лес, кровлю делали тесовую. В центре России наряду с сосной использовали дуб, кровлю делали из драниц или соломы в зависимости от достатка. На юге же на срубы шли дуб, липа, ольха, осина, береза, на кровли — лубье, дор и солома.
В XV—XVI вв. основу крестьянской усадьбы составляли собственно изба и клеть. В клетях хранили добро. Расположение комнат было таково: на одной половине находилась большая комната, разделенная на две-три части: светлица с большими косящатыми окнами, против светлицы простая комната — изба, с волоковыми окнами, между светлицей и избой — сени с кладовой-чуланом.