ЖЕСТКИЙ рационализм и звучная декоративность; генетическая связь с «кирпичным стилем» и традиционность трехосевой фасадной композиции; эстетизация конструктивных элементов и характерные для раннего модерна мягкая пластичность и текучие криволинейные очертания — все эти особенности скрестились в доме купца Георга Шульце. Проект его был разработан в 1900 г., строительство осуществлено в последующие два года.
Здание расположено на трапецеидальном участке. В плане оно представляет собой каре двухпролетных и однопролетных корпусов. В лицевой части на каждом этаже находятся по две большие квартиры, к которым ведут две парадные лестницы по сторонам.
Равномерная сетка окон симметричного фасада перебивается тремя эркерами, а щипцы над ними продолжают вертикальные оси. Плоские прямоугольные эркеры с лопатками переходят в округлые выступы, по бокам которых тянутся необычные трубчатые элементы. В отличие от построек периода эклектики, эркеры не противопоставлены полю стены, но являются ее пластическим продолжением, словно участки самой стены прогибаются и выталкиваются вперед под действием скрытых внутренних сил. Мотив непрерывного пульсирующего движения продолжают криволинейные щипцы: пологий — в центре и взметнувшиеся вверх — по краям. Конструктивные узлы — пяты перемычек, кронштейны эркеров, навершия лопаток — скреплены вставками из розового гранита. Им придана форма оплывшей и застывшей каменной массы (такой к. к. шмидт. прием Карл ШМИДТ использовал чуть ранее в особняке П. П. Форо- фасад стовского на 4-й ЛИНИИ, 9).
В то же время основное поле стены представляет собой ровную плоскость. Весь фасад выложен желтым и красным матовым кирпичом. В постройках модерна чаще использовали глянцевый отделочный кирпич холодных тонов. Ковровая полосатая облицовка теплых цветов ближе работам лидера «кирпичного стиля» В. А. Шретера (1870- 1890 гг.), последователем которого был Карл Шмидт, построивший в 1897-1899 гг. «в современном кирпичном романо-готическом стиле»31 Александринский женский приют на Большом проспекте В. О., 49-51, и особняк В. В. Тиса на Съезжинской улице, 3. В доме Шульце абстрактный узор крупнее, лаконичнее, а чередование полос отличается свободной ритмикой, не связанной с внутренней структурой. В творчестве Шмидта «кирпичный стиль» естественно претворился в одну из разновидностей петербургского модерна.
Важную роль в композиции играют металлические детали, выступающие в разных качествах. Извивающиеся железные полосы ворот, зонтиков и ограждения крыши выдают тягу раннего модерна к декоративной стилизации, приверженность культу кривой линии. Но на фасад выведены и ничем не замаскированные металлические балки. Они перекрывают все окна, начиная со второго этажа, и пролет подворотни, поддерживают основания эркеров и зонтики у парадных. Шмидт одним из первых решился продемонстрировать обнаженные элементы конструкции в жилом здании, перенеся этот прием из собственного опыта промышленного строительства. Приоритет в художественном осмыслении таких чисто конструктивных деталей в гражданской архитектуре Петербурга принадлежит Р. А. Берзену, который, при сооружении Тенишевского училища (1899-1900, Мохо- тенышевское вая ул., 33-35), решил «не замаскировывать металлических балок, пе- Учы/ши4е рекрывающих широкие отверстия окон. Они оставлены открытыми и декорированы розетками из кованого железа»32. Металлические перемычки были также выведены на фасад в собственном доходном доме архитектора Н. Н. Никонова (1900-1901, Большой пр. П. С., 45).
Дом Шульце не остался незамеченным. Симметричную трехосевую схему с характерными фигурными щипцами и уплощенными эркерами, имеющими повышенные лопатки (в центре) и открытые дугообразные балки, встречаем вновь в среднем корпусе дома Лидвалей. Шмидт оказал влияние на дальнейшую практику «кирпичного» модерна. Об этом свидетельствует, в частности, доходный дом на Съезжинской улице, 33, принадлежавший совладельцам строительной конторы товарищества «Фасси и Богусский», который был сооружен техником Л. В. Богусским, в 1904-1905 гг.
В доме Шульце работала «Архитектурно-строительная контора Ф. Ф. Миритц и И. И. Герасимов», оставившая свой след в архитектуре столичного модерна. Этой фирмой перестроен на той же улице в 1905 г. доходный дом Н. Ф. Крупенникова (№ 33), в котором размещалась гимназия А. П. Шуйской. Фасад его носит оттенок югендстиля, родственный некоторым работам В. В. Шауба.