В эти годы культовые сооружения приобретают черты, во многом сближающие их со светскими сооружениями. Это относится в первую очередь к церквам-ротондам, редким в предшествующее время, но значительно чаще возводившимся теперь и в городах и в загородных усадьбах.

Такие церкви-ротонды сходны по внешней и внутренней композиции и классическим «античным» формам с залами— ротондами общественных зданий и угловыми ротондами богатых городских особняков. Хотя численно преобладающим был тип кубического храма с куполом на широком круглом барабане, нередко имевшего трапезную с приделами и колокольню, в церквах-ротондах более ярко, чем в других культовых сооружениях, проявились новые черты русской архитектуры 1760—1770-х гг.

Одна из замечательных построек этого рода в Москве — церковь Филиппа Митрополита. Здание строилось в 1777—1788-х гг. арх. Казаковым в качестве домовой церкви обширного подворья московского митрополита Платона. Однако сооружена была только церковь в виде пристройки к существовавшему ранее храму XVII в. Центрически построенный объем церкви-ротонды с двумя примыкающими к нему четырехколонными ионическими портиками перекрыт куполом, увенчанным восьмиколонным бельведером. В композиции внутреннего пространства здания куполом выделена центральная часть, возвышающаяся над окружающим ее кольцевым обходом. Эта центральная часть церкви представляет собой небольшую ротонду высотой 18 м, диаметром 8 ж, увенчанную кессонирован- ным куполом вытянутой яйцевидной формы. Прекрасно освещенная окнами, помещенными в нижней части купола, ротонда отличается необычайной стройностью пропорций. Легкая аркада, поддерживающая хоры, выполненная в дорическом ордере, подчеркивает главенствующую роль центральной части и выявляет крупный масштаб ее больших канеллированных колонн ионического ордера, равного по высоте двум ярусам кольцевого обхода.

Мотив ротонды применялся в это время и в церквах других типов. Так, в лютеранской церкви Анны в Петербурге на западном конце ее вытянутого по продольной оси объема арх. Ю. М. Фельтен сделал полуротонду со входом внизу и колокольней-ротондой наверху. Характер полуро- тонды с внутренней колоннадой имеет и апсида величественного собора петербургской Александро-Невской лавры, построенного арх. И. Е. Старовым в 1778—1790 гг. Собор имеет вид трехнефной базилики с двумя колокольнями на западном фасаде и куполом на четырех мощных пилонах над главной частью. Пятикупольные че- тырехстолпные постройки в это время стали более редкими, и Владимирская церковь в Петербурге 1761—1769 гг. стилистически принадлежит еще середине века.