Каменец-Подольский, ставший уже в XIV в. важным центром Подолии, расположен в излучине р. Смотрич с совершенно отвесными скалистыми берегами.

Для защиты единственного прохода в город впереди узенького перешейка был поставлен замок. В XVI в. была начата реконструкция замка архитектором Иовом Претвич, законченная в основном к 1545 г. В плане замок имеет неправильную форму. Его башни расставлены свободно, сообразно условиям местности и требованиям обороны. Большинство башен — цилиндрической формы, и только Черная башня — пятиугольная, а башня, именуемая теперь башней Кармелюка, — четырехгранная, на уровне третьего яруса переходит в восьмигранник аналогично деревянным храмам «восьмерик на четверике». Все башни замка были оштукатурены, а на углах башни Кармелюка штукатуркой имитируется квадровая кладка. В Каменец-Подольском замке были сделаны упомянутые выше комбинированные амбразуры, позволяющие сочетать пушечный огонь с защитным ружейным огнем. Впечатление величия и монументальности, производимое замком, усиливается его цветовым единством с отвесными скалами, служащими ему основанием и как бы составляющими с ним единое целое. Трудно найти другое крепостное сооружение, столь живописно расположенное и органически слитое с природой.

Межибож, теперь Меджибож, известен как поселение еще с XII в. Важное стратегическое значение города и сооружение здесь в середине XVI в. замка определялось его положением на скрещении путей татарских вторжений — Черного и Кучмайского. Для строительства замка был выбран треугольный мыс между реками Южным Бугом и Бужком. В целях обороны с напольной стороны здесь был вырыт глубокий ров. Замок имел свободную планировку, продиктованную конфигурацией участка, и его четыре башни были расположены в соответствии с потребностями обороны: пятиугольная башня защищала ворота, с севера возвышалась восьмиугольная башня; южная сторона замка защищена р. Бугом и имеет только угловые башни, из них восточная — громадных размеров, своеобразной и сложной конфигурации. Она как бы состоит из части ромбовидной в плане башни, обращенной острием во вне, и четырех полукруглых башен, примыкающих попарно с каждой стороны. Такая форма башни и наличие комбинированных бойниц с тремя отверстиями давали возможность вести очень плотный перекрестный огонь.

В Добромиле на маленьком овальном плато на вершине высокой горы был возведен замок, в ансамбле которого господствует громада надвратной восьмиугольной четырехъярусной башни, завершенной красивой глухой аркадой. В XVI в. аттики с подобной аркатурой начинают широко применяться в украинской архитектуре, становятся ее наиболее характерной деталью.

Подобно Добромильскому замку расположены замки Кременца, Хуста, Мукачева. Мукачевский замок сохранил в общих чертах свой облик XVI в. К главным укреплениям на верхней террасе были добавлены укрепления на средней, позже на нижней террасе. Чтобы овладеть центральной частью крепости, необходимо было преодолеть две надвратные башни и пройти два дворика, верхний из которых имел оборонную галерею.

Наиболее отчетливо эволюцию оборонительной архитектуры можно проследить на замке в Бережанах. Первоначально в нем были сооружены стены с городнями, по традиции более ранних укреплений. Затем в конце XVI — начале XVII в. вместо городней по периметру двора были построены пять корпусов, образующих неправильный пятиугольной формы двор. Внешние стены жилых корпусов имеют бойницы, а внутренние — большие окна и открытые двухъярусные аркады- галереи. Южный корпус сохранил высокий аттик с глухой аркатурой. Резьба портала въездных ворот исполнена в формах Возрождения, наиболее ранних в украинской архитектуре. Несмотря на наличие по углам замка пяти громадных башен, замок лишен сурового величия, подавляющего человека. На примере архитектуры Бере- жанского замка можно предугадать направление дальнейшей эволюции украинских оборонительных сооружений.

В XVI в. появляются небольшие частновладельческие замки, либо треугольные в плане с тремя башнями на углах, либо квадратные с четырьмя угловыми башнями, или прямоугольные, либо, наконец, пятиугольные с пятью башнями. Для них характерна чрезвычайная простота архитектуры, почти полное отсутствие декора. Они очень выгодно расположены на местности и благодаря компактным объемам выглядят внушительно.