В XVI в. Слоним быстро развивается; в 1532 г. получает Магдебургское право. Организуются цехи, строится каменный приходский костел. С 1631 г. и почти до конца столетия здесь собирались генеральные сеймы Великого княжества Литовского. В XVII в. Слоним был коронным, или свободным, городом.

В XVII в. центром города являлся замок, расположенный на левом берегу р. Щары. Около замка в месте пересечения торговых путей находилась торговая площадь. Кварталы северо-западной части отличаются не только величиной, но и относительно регулярной планировкой, вероятно, возникшей в XVI в.

Господствующие на юго-западе высоты делали бесполезным сооружение непрерывных укреплений против артиллерийского обстрела.

Система укрепленных монастырей у устья торговых магистралей, кроме оборонного значения, имела также определенное идеологическое воздействие. Расположенные среди городской застройки монастыри с их школами, библиотеками, богадельнями являлись очагами распространения католицизма. Семь православных церквей было закрыто, уцелела лишь одна униатская церковь.

Города с внешними укреплениями. Таковыми являлось большинство крупных городов Белоруссии. Во владельческих городах строительство укреплений зачастую было связано с перепланировкой города по единому проекту. В так называемых коронных, или свободных, городах коренная ломка структуры города не проводилась.

К владельческим городам-крепостям, подвергшимся частичной или полной перепланировке, могут быть отнесены Старый Быхов, Несвиж, Слуцк и Любча.

В 1590 г. владелец Старого Быхова гетман Ходкевич получает грамоту на превращение города в крепость. Основное строительство происходит около 1610—

1619 гг. После 1621 г. город перешел в род Сапегов, которые усилили его укрепления. Наружный контур города приближается к полукругу диаметром 800 м. Город стоит на обрывистом берегу, откуда открывается широкий вид на противоположную сторону Днепра, болотистую, изобилующую заливными лугами.

Восточную сторону укреплений усиливал замок. Замок располагался на оси симметрии городского плана, перед ним простиралась огромная торговая площадь. Системой взаимно перпендикулярных улиц город делился на кварталы. Главная улица соединяла симметрично расположенные ворота и пересекала площадь в середине ее длинных сторон. Ворота связывали Быхов с другими крепостями по Днепру. От Днепра к замку вели особые так называемые Подольные ворота. Вся застройка города, кроме трех ворот, замка и синагоги, была деревянной. Синагога являлась вторым после замка узлом обороны в городе.

Отношение к еврейскому населению во владельческих городах было иным, чем в коронных. В коронных городах конкурирующие с евреями торговцы и ремесленники старались всячески ограничить права евреев. Во владельческих городах заинтересованные в повышении благосостояния города владельцы сами привлекали евреев-имигрантов и наделяли их особыми привилегиями.

Город имел почти квадратный план. Подобно Старому Быхову, он был окружен системой земляных валов и рвами. За валами тянулись предместья. Каменные ворота с башнями располагались примерно в середине сторон квадрата. Три угла плана занимали каменные культовые сооружения: северный — монастырь бернардинцев, южный — монастырь бенедиктинок, несколько вынесенный за пределы квадрата, западный — снабженный оборонными башнями православный храм. Угол, ближайший к замку, был защищен цитаделью и иезуитским монастырем — коллегиумом с огромным храмом, расположенным у въезда на плотину.

Город получил прямолинейную планировку. Основными артериями были две улицы, направление которых совпадало с ориентацией замка: одна от Замковых ворот к главному фасаду ратуши и другая перпендикулярная ей — от Слуцких до Виленских ворот. Рыночная площадь имела приближающуюся к квадрату форму. Ее центр занимала ратуша.

В прочих частях город получил также регулярную планировку. Магистраль от четвертых, Клецких, ворот была второстепенной. Она вела к улице, отведенной для жительства евреям, и на ночь запиралась по обоим концам.

После войны новые города-крепости во второй половине XVII в. не сооружались. Происходило лишь возобновление поврежденных укреплений.

Так же как и во владельческих городах, укрепления коронных городов резко отделяют город от предместий.