В дальнейшем многие такие города обрастали предместьями. Причем одни города лишились крепостных стен вокруг средневекового центрального ядра уже на ранних стадиях роста своей территории, и планировка их «старого города» незаметно слилась с возникшими позднее периферийными районами (например, в Магдебурге). В других городах (таких, как Лейпциг и Карл-Маркс, долгое время, до XIX века, сохранялись крепостные стены. Предместья таких городов росли вдоль дорог, сходившихся к городским воротам. В дальнейшем на месте крепостных стен в ряде городов устраивалась кольцевая магистраль (Лейпцигский Ринг) и города получали радиально-кольцевую планировку. Наконец, в некоторых городах территория не вышла за пределы крепостных стен (Нойбранденбург, Темплин, Грейфсвальд и др.), а планировка сохранила средневековую структуру, причем в некоторых из этих городов до настоящего времени имеются крепостные стены.

Во многих немецких городах, особенно в их центральной части, и по сей день заметны черты средневекового города, как в характере планировки, так и в застройке: готические соборы, ратуши и построенные в соответствии с Магдебургским правом жилые дома. В последующем многие германские города, несмотря на увеличение их территории, создание отдельных ансамблей и строительство новых зданий, все же по характеру планировки и застройки центрального ядра города оставались средневековыми.

Отдельные ансамбли, созданные мастерами ренессанса (ратуша в Лейпциге, 1556 год), барокко (Цвингер в Дрездене) и классицизма (Бранденбургские ворота в Берлине, 1789-1791 годы), органично вошли в ткань средневекового города. Наиболее интенсивное строительство подобных парадных ансамблей было характерно для политических центров отдельных феодальных государств, сохранявшихся на территории Германии вплоть до второй половины XIX века.

Особое место среди городов ГДР (и всей Германии) занимает Берлин. В отличие от таких европейских столиц.