Здания вентилируются естественным образом, имеют замкнутые системы водо- и электроснабжения, имеют сады на крышах. Это направление развивается в большинстве стран мира.

Россия уже успела занять достойное место в рейтинге «высотных» стран. В Старом свете лидерство по количеству и высоте зданий и вовсе однозначно принадлежит России. Несмотря на значительно меньший временной период развития современного небоскребостроения в нашей стране, в десятке самых высоких зданий Европы 6 позиций занимают башни московского Сити. «Меркурий сити тауэр», небоскреб, который на момент работы над этой книгой находится на завершающей стадии строительства, и вовсе является самым высоким зданием в нашей части света. Башня «Исеть» в Екатеринбурге после достижения верхней точки на 206 м станет самым высоким северным небоскребом в мире.

В прошлом Россия также внесла значительный вклад в развитие технологий высотного строительства. Без инженерных изобретений инженера Владимира Шухова, автора технологии стальной сетчатой оболочки, было бы невозможно строительство многих современных небоскребов, например, St. Магу Ех Нормана Фостера в Лондоне или спроектированной им же штаб-квартиры Hearst corporation в Нью-Йорке. Идеи архитекторов авангарда, например, бумажные башни Ивана Леонидова или Моисея Гинзбурга, до сих пор вдохновляют архитекторов по всему свету на эксперименты с формообразованием.

Более чем вековая история развития позволила зарубежным проектировщикам достичь значительных высот, как в прямом, так и в переносном смысле: сегодня возможны такие здания, которые еще полвека назад невозможно было и представить. Отечественное же высотное строительство на сегодняшний день в некоторых аспектах отстает. Если строить высоко мы уже научились, другие мировые тенденции пока не находят воплощения в российских проектах.

Нам еще далеко до энергоэффективности и конструктивной сложности западных аналогов. С технологической и формальной точки зрения современные российские небоскребы ближе не к современным зарубежным аналогам — построенным в нулевых или десятых башням Кувейта или Гонконга — а к построенному в 70-х First Canadian Place или, в лучшем случае, башне Банка Китая 1990 года.

Конечно. тщательная совместная работа властей, девелоперов, архитекторов и инженеров дает свои плоды. Уже сейчас, всего за полтора десятилетия. Россия достигла многого: в большинстве городов появляются свои небоскребы, пусть не самые совершенные, но все же дающие толчок местной архитектуре и экономике, создающие рабочие места и туристическую привлекательность.

И с каждым выстроенным небоскребом адаптируются и изобретаются все более передовые технологии, создаются новые, все более смелые и амбициозные проекты, которые, возможно, однажды сделают Россию мировым лидером в высотная строительстве.