Двухуличную планировку имели Видзы, а также Лепсль и Брест до реконструкции в эпоху классицизма. По природным условиям, в которых строился, например, Брест, следует отметить его близость североукраинским поселениям. В эпоху феодальной раздробленности Древней Руси город входил во Владимиро-Волынское княжество.

Благодаря единым природным особенностям севера этого региона, размещению на р. Буг Брест приобрел много общего со столицей княжества, а также с Луцком в отношении ландшафтных характеристик. Как и Владимир-Волынский, находившийся в 20 км от Буга и связанный с ним малой рекой, и Луцк на р. Стырь, Брест строился среди поймы в окружении речных протоков. Его детинец сложился на небольшом треугольном острове, а противоположные берега речных рукавов заняли окольный город и посады (реконструкции планов XIII —XIV вв. Владимира-Волынского и Луцка).

Иллюстрацией Т-образной планировочной системы являлось местечко Хотимск в Приднепровье. В основе городского плана лежали две доминирующие магистрали, смыкающиеся под прямым углом («План местечка Хотимска. Во владении Его Светлости князя Григория Александровича Потемкина…» Конец XVIII в.). Вдоль них вытянулась селитебная территория так, что и форма всего поселения приближалась к Т-образной. В данном случае возникновение планировочной схемы тесно связано с очертаниями рек, также составляющих прямой угол. Местечко может служить примером эволюции структуры простого типа в более сложный. Основная часть поселения с общественными комплексами имела ребристую планировку. От главной коммуникации в разные стороны отходили семь улиц, а кроме нее продольных направлений не существовало, что и характерно для поперечно-осевого типа. Слобода, или село Хотимск, на другом берегу р. Беседи относилась к одноуличному типу. Оба района местечка в результате слияния образовали Т-подобную структуру, которая в иной ситуации могла возникнуть суммированием, например, двух одноуличных компонентов.

Вдоль главной улицы размещались торговая площадь, группа зданий синагоги и господская усадьба, находящиеся в среде массовой жилой застройки примерно на равном расстоянии между собой. Вторая, более длинная улица носила жилую функцию, за исключением общественного узла на перекрестке с главной магистралью Преображенской церкви и винокуренного завода. Перекресток акцентировался также расширением р. Беседи в месте впадения притока, а на другом берегу крупным объемом помещичьего дома и католической каплицей. Так, связанные общественно значимые комплексы, формировавшие городской центр, образовали линейно-узловую структуру и примыкали к планировочной оси с разных сторон. Тем самым установился зигзагоподобный ритм, напоминающий композиционную схему ансамбля центра Лиды и подчиняющийся принципу визуального равновесия архитектурных масс относительно направления движения.

Вероятно, часть местечка с общественными сооружениями создавалась с элементами предварительного планировочного замысла. Об этом свидетельствует прямизна главной улицы, правильные очертания обширной Г-образной площади, прямолинейность поперечных направлений, размещение храма на площади и центрального корпуса усадьбы на равном удалении от основной магистрали. Специфика постановки высотных зданий заключалась в том, что они фиксировали оконечности главной улицы. На рыночной площади, смещенной к периферии селитебной территории, доминантой служила Покровская церковь, а на противоположном конце улицы Преображенский храм. Находившиеся между ними объемно-пространственные акценты культовых и других построек имели меньшее значение в силуэте местечка.

Среди центрических планировок наибольший интерес представляют веерно-полукольцевая и веерно-ветвистая полукольцевая системы. Они имели одну, две или три полукольцевые улицы, сложившиеся вдоль трасс укреплений. Такой характер структуры обусловился равнинной местностью приречного плато, периферийным береговым положением замкового холма и невозможностью застройки противоположной, всегда пойменной стороны реки. Веерно-полукольцевой была система планировки Бобруйска в Центральной Беларуси, обладавшего и полукруглой конфигурацией территории. В обычной ландшафтной ситуации впадения малой реки в большую детинец разместился не на мысу, а на естественном холме в удалении от устья, в связи с чем полукруг городского плана сложился по одну сторону от малой реки. Планировку поселения характеризуют планы 1794 г.