Большой Петергофский дворец. Комната на Ольгиной половине. Акварель Э. Гау. 1840-е гг.

Михайловский в Петербурге. Большая гостиная вел. кн. Елены Павловны. Акварель Л. Премацци. Середина XIX в.

Со временем в работу включались все новые мастера. За истекшее время, как отмечалось выше, разительно изменился характер мебели. Прежде всего, во второй четверти XIX века расширился ассортимент материалов, из которых она производилась. Наряду с используемыми ранее красным деревом и его разновидностями — сахарным деревом и так называемым сахарданом, карельской березой, черным кленом, узорчатым тополем,- стали широко применяться ореховое дерево, сосна, пихта, английский ясень и простая белая береза. Звучный колорит красного дерева и светлые тона карельской березы сменяются темными — коричневыми и шоколадными тонами, иногда даже красное дерево «превращали» в ореховое.

Претерпевает изменения и стиль мебели. Мебель начинает подражать готическим формам. Кресла, стулья, шкафы, столы, этажерки, ширмы, экраны в стиле «готики» выпускаются в большом количестве и находят многочисленных покупателей. «Неогрек», «помпеянский», «Возрождение» и другие псевдостили мало сказываются па мебели, зато «рококо» приобретает огромную популярность. Прямые линии в предметах мебели сменяются волнообразными. Большие, спокойные поверхности деревянных частей, столь характерные для мебели 1820-1830-х годов, уступают место мягким спинкам, подлокотникам. Наружные деревянные части в креслах, стульях, диванах сводятся к минимуму. Дерево сохраняет свои позиции только в крупных вещах — шкафах, столах, туалетах, трюмо, псише, комодах.