Большие крестовые палаты и парадные внутренние лестницы ряда архиерейских домов были, видимо, отзвуком патриарших палат в Московском Кремле, построенных в основном в 1643—1656 гг. при патриархе Никоне. Выходящее южным фасадом на Соборную площадь здание в своей западной половине имеет два этажа — подклет, а над ним крестовую палату, покрытую сомкнутым сводом с распалубками.

Между ней и церковью, стоящей на арках проездов, находится трехэтажная часть, где помещались паперть, кельи, столовая и ризница. Выше была еще одна келья, а на плоской кровле-саду находилась звонница. Контрасту между величественными приемными помещениями и небольшими кельями отвечала разная обработка северного и южного фасадов.

Северный фасад с лопатками, междуэтажными поясками, двухэтажной лоджией возле церкви имеет более жилой характер. На южном фасаде трехэтажная часть украшена такими же двумя аркатурными поясами, как и южный фасад церкви, что явно рассчитано на увязку с Успенским собором.

Скит патриарха Никона близ Ново-Иерусалимского монастыря — небольшое трехэтажное здание с башнеобразной пристройкой у юго-западного угла и апсидой в северной части восточного фасада. Этажи вмещают подсобные помещения в подклете, несколько келий, трапезную, приемную и церковь. Вторая церковь, маленькая, восьмигранная, стоит на плоской кровле, которая имела каменный парапет и вход из возвышающейся над ней западной пристройки.

Так, московский Теремной дворец, построенный в 1635—1636 гг. Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и JI. Ушаковым, был только жилой частью Кремлевского дворца, связанной с официальной частью с помощью открытой Боярской площадки, находящейся на уровне их главных вторых этажей. Сам Теремной дворец, надстроенный над двухэтажным зданием конца XVI в., связан с Боярской площадкой открытой лестницей с узорной золоченой решеткой наверху. За ней находилась вторая терраса, ведущая на восток в дворцовую церковь Спаса за золотой решеткой, на запад вдоль южного фасада в подклет дворца, а по переднему «золотому» крыльцу — во второй жилой этаж. Внутренняя лестница вела оттуда на террасу, окружающую верхний этаж — большую комнату, покрытую сомкнутым сводом с распалубками.

Живописность силуэта здания и его крылец усиливалась нарядной обработкой фасадов с пилястрами в каждом простенке, резными белокаменными наличниками окон с висячими гирьками и изразцами в ширинках парапетов террас. Подобные наличники и размещение полуколонок имеет и кремлевский Потешный дворец — дом боярина И. Милославского начала 1650-х гг., расширенный в 1668 г. для придворного театра, находившегося близ домовой церкви.