Самой сложной и в то же время самой ответственной и интересной задачей являются строительство центра Берлина и создание центрального ансамбля площади
Маркса — Энгельса, имеющего решающее значение для формирования облика столицы первого в истории Германии рабоче-крестьянского государства.
В своих творческих исканиях градостроители, архитекторы и художники работают теперь над тем, чтобы, применяя конструкции и современные материалы, воплотить в архитектуре центра великие идеи социализма, гуманности и дружбы народов.
Архитектура площади Маркса — Энгельса противопоставляется зданиям банков и монополий, воздвигнутых боннскими реваншистами в Западном Берлине. Таким образом, эта архитектура непосредственно участвует в борьбе мира будущего против уходящего прошлого. Архитектура эта будет вдохновлять на труд и вселять уверенность в победе трудящихся»1.
Таким образом, проектируя центр Берлина, немецкие архитекторы нашли правильное расчленение функций между его общественно-политической и торговое культурной частями.
Изменения в направленности архитектуры ГДР проявились и в отношении к ансамблям восстанавливаемых городских центров, работа по реконструкции которых была начата в первой половине 1950-х годов. В те годы архитекторы, добиваясь целостности, часто стилистически «подвязывали» новые сооружения к памятникам архитектуры. Теперь такой путь оказался неприемлемым. Потребовались новые приемы создания художественно законченных ансамблей, сочетающих различные по стилевой характеристике здания.
Интересно, например, проследить, как изменился проект застройки центра Дрездена. В годы, когда застраивались длинные стороны площади Альтмаркт, на ее северной стороне, у Эрнст-Тельман-штрассе, было запроектировано здание Дома Культуры с высокой ярусной башней, повторявшей по силуэту Кройцкирхе. В последние годы в связи с застройкой Эрнст-Тельман-штрассе современными жилыми домами (арх. Г. Терпитц, Г. Мерзиовски, В. Хенш, Г. Деттмар) был проведен конкурс на новый проект Дома культуры. В большинстве конкурсных проектов высотная часть здания скорее напоминает призматический объем башенного жилого дома, чем барочную композицию.