Прибывающие в Милан по железной дороге видят башню Пирелли, едва выходят с железнодорожного вокзала: она расположена к северу от городского центра. Может показаться, что современная башня диссонирует с малоэтажным старинным городом, однако для ее появления было множество весомых причин: в 1930-е годы вокзал перенесли к заводу Пирелли, построенному еще в XIX веке; во время Второй мировой войны шинный завод был разрушен, а план городской застройки 1953 года предназначил район у вокзала для больших офисных зданий.
Прежде всего братьям Альберто и Пьеру Пирелли предстояло получить согласие городских властей на строительство башни такой высоты, какой им хотелось, и расположить ее, отступив от красной линии. Пирелли пригласили Джо Понти — к тому времени уже хорошо известного архитектора и основателя журнала Domus. Понти успешно проектировал все подряд — от зданий до мебели. Братья поставили перед ним цель: создать монумент, солидный по пропорциям, материалам и деталям.
В команду Понти входил инженер- строитель Пьер Нерви, известный своими большепролетными железобетонными конструкциями, в которых в качестве арматуры он применял стальную сетку. Башня Пирелли стала первым небоскребом Нерви. Позже дизайн, который разработали Понти и Нерви вместе с инженером Артуро Дануссо, сильно повлиял на постройку других небоскребов середины прошлого века. Особенно это чувствуется в Пан-Эм-билдинг (ныне — Метлайф-билдинг) в Нью-Йорке и Центр-Поинт-тауэр в Лондоне.
Дизайн небоскреба определили функциональные соображения: конусообразную форму, напоминающую линзу, продиктовало желание заказчиков иметь открытое пространство на этажах с лифтами и коридорами по центру. Чтобы возникли значительные офисные пространства за стеклянными внешними стенами, центральное ядро авторы проекта сдвинули на одну сторону здания шириной 20,4 м и длиной 75,6 м. Чем дальше от ядра, тем на коридор выделялось меньше площади, и в плане этажи к периферии сужаются, максимально — по коротким сторонам. В наклонных стенах расположены эвакуационные лестницы и вертикальные коммуникации, и они, как ни странно, нигде не пересекаются — между ними сохраняются небольшие зазоры.
Конструктивная схема
Со стороны кажется, что основными несущими конструкциями здания являются боковые наклонные стены. На самом деле они служат ребрами жесткости, обеспечивающими боковую устойчивость башни. А для обеспечения несущей способности и устойчивости Нерви разработал железобетонную раму с четырьмя центральными колоннами. Поперечное сечение колонн уменьшается с каждым этажом — со снижением приходящейся на них нагрузки. На цокольном этаже колонны представляют собой мощные диафрагмы жесткости; выше они становятся двойными и объединяются друг с другом балками. На смотровой площадке, на верхнем этаже, внешние колонны не доходят до крыши, которая за счет этого кажется парящей в пустоте, над краями здания.
Реконструкция
В апреле 2002 года в башню на уровне 26-го этажа врезался одномоторный самолет. После трагедии пришлось реконструировать весь объект. По завершении работ в 2010 году здание вновь приобрело лоск, который растеряло за прошедшие десятилетия.