К другому типу загородного дворца, сыгравшему значительную роль в русской архитектуре второй половины XVIII в., относится Павловский дворец, построенный арх. Камероном.

Чарльз Камерон, по происхождению шотландец, воспитывался во Франции, затем в Италии, где провел большую часть своей жизни. Здесь он изучал памятники античной архитектуры, много занимаясь, в частности, римскими термами. В 1772 г. издал книгу «Термы римлян». Приехал в Россию в 1779 г. и работал в качестве придворного архитектора Екатерины II. До приезда в Россию Камерон не был известен как архитектор-строитель, все его творчество связано с Россией. Камерон много строил в пригородах Петербурга — Царском Селе и Павловске. На Украине он построил усадьбу Разумовского в Батурине.

Загородная царская усадьба в Павловске включала дворец, хозяйственные постройки и парк. Дворец в Павловске состоял из трехэтажного главного корпуса под куполом с идущими полукругом низкими одноэтажными галереями, заканчивающимися боковыми полутораэтажными флигелями. Дворец расположен на высоком берегу р. Славянки. Главный фасад с портиком, увенчанным антаблементом, обращен на подъездной парадный двор, к которому ведет широкая липовая аллея. Садовый фасад с портиком, завершенным низким треугольным фронтоном, выходит к подъездной дороге. Простой по своим формам и очертаниям массив центрального корпуса возвышается над низкими боковыми галереями. Главенство купола на барабане в общей композиции здания подчеркнуто обработкой его основания сплошным кольцом колоннады, состоящей из 64 тосканских колонн.

Перестройки дворца, произведенные арх. В. Ф. Бренна в более позднее время, исказили первоначальный облик открытого дворцового ансамбля, как бы отгородив его от окружающего парка. Садовый фасад сохранился в первоначальном виде. Значительным изменениям подверглась внутренняя отделка дворца. В XIX в. многие залы дворца были отстроены заново архитекторами Бренна, Воронихиным, Росси. Камерону принадлежит отделка круглого купольного Итальянского зала, Греческого зала, Белой столовой и биллиардной комнаты.

Парк Павловского дворца представляет собой замечательный пример «пейзажного парка» с его свободной планировкой, подражающей красоте естественной природы. Живописно изгибающаяся р. Славянка с искусно размещенными на ее крутых склонах парковыми постройками — один из главных элементов его композиции. Прихотливо распланированные аллеи и дорожки, тесно связанные с рельефом местности, объединяют отдельные части парка и раскрывают в различных перспективах павильоны, беседки, мостики, колоннады, монументы и другие сооружения. Наиболее значительные из них — Храм дружбы, Павильон трех граций, вольер, Колоннада Аполлона.

Храм дружбы, стоящий на берегу р. Славянки, имеет форму ротонды, окруженной 16 каннелированными колоннами дорического ордера. Павильон трех граций находится рядом с дворцом. Этот открытый грациозный портик-колоннада заключает в себе мраморную статую трех граций, исполненную Трискорни с оригинала Кановы. В духе античности трактована и Колоннада Аполлона.