Городская среда была показана как совокупность пространственных образований разной степени сложности и разной геометрической формы. Но сами эти пространства есть результат взаимодействия различного рода тел, обладающих собственными характеристиками: члененностью, массой, фактурой, цветом и т.д. Они образуют разнообразнейшие поверхности, формы, линии, которые составляют, как писал Ле Корбюзье (1887-1965), «моменты эстетического воздействия в архитектуре», представленные, с одной стороны, как видимая зрителю картина предметного мира, с другой — как инструментарий ее созидания в руках художника.

Для описания этих разных по сути структур необходимо уточнить сферу применения некоторых архитектурных терминов, которые в профессиональной литературе часто подменяют друг друга. Например, смысл понятий «масса», «ритм», «симметрия» меняется в зависимости от предмета анализа, то выступая как свойство объекта, то как средство формирования композиции.

На площади Свободы наблюдаются все эти формы ограждений — северная сторона составлена зданиями различной архитектуры, восточная и частично южная — зеленью городского сада, западная намечена парапетами моста через Муромский спуск, за которыми раскрывается панорама Московской улицы с силуэтом Золотых ворот в перспективе. Условные границы составляют и часть южной развертки — отсюда в «раме» из реальных (высокая зелень) и символических (подпорная стенка) ограждений виден главный архитектурный фрагмент ансамбля — Успенский собор.

Планшет — горизонтальная основа пространства — также относится к разряду ограждений, но размещенных в другой плоскости. Он включает площади, используемые пешеходами; площади, отведенные транспорту, прежде всего движущемуся; прочие территории — газоны, водоемы, цветники и т. п.

На площади Свободы представлены все эти элементы: она пересечена активной транспортной полосой, окружена тротуарами, частично отведена пешеходам, один из курдонеров занят небольшим садом, вход в парк отмечен рельефом, ступенями, цветниками. Но, несмотря на довольно сложную конфигурацию, планшет, из-за четкости его ограждений, воспринимается как цельное образование .

Заполнение пространства — элементы благоустройства, городского оборудования, произведения монументально-декоративного искусства, ландшафтные элементы и т.д. — составляют последнюю группу зрительных впечатлений, формирующих городской интерьер.

На площади Свободы набор этих форм достаточно разнообразен — здесь поставлен памятник В.И. Ленину и монумент в честь 850-летия г. Владимира, ограды сада, моста, фонари, рекламные щиты, киоски. Они выполняют разные роли — обогащают функции пространства, фиксируют его членения, композиционные оси, конкретизируют и усиливают идейно-содержательную сторону облика площади, в целом помогая «работать» архитектуре ограждений. Однако существует немало объектов, где ведущую роль в формировании пространственной среды берут на себя разнообразные элементы заполнения — от монументальной скульптуры мемориального ансамбля Трептов-парка в Берлине до информационных устройств на транспортно-пересадочных узлах и магистралях.

Пространственная природа городского интерьера ведет к тому, что его компоненты составляют в натуре зрительно неделимые сочетания: ограждения как бы продолжают в вертикальной плоскости поверхность земли, заполнения неотрывны от поддерживающего их планшета. Но в этой «непрерывности» всегда различимы структурные единицы, связанные функционально-художественным содержанием. На площади Свободы это — вход в парк, зона памятника 850-летия города, которые представляют собой упоминавшиеся выше пространства местного значения.

В их компонентах — в заполнениях, ограждении, планшете — также легко выделяются своего рода функциональные блоки и площадки, относительно самостоятельные по назначению, дифференцированные по художественному качеству, но образующие целостные, воспринимаемые комплексно соединения: ряд домов в застройке, формирующих «стену» интерьера, сквер с оградами и цветниками, выглядящий как условный «объем» в курдонере площади. С художественных позиций они делятся на два типа: выделяющиеся своей «выразительностью «характерные» площадки и зоны и «омывающие» их (или примыкающие к ним) зоны вспомогательные. Зритель может осваивать эти пространства и порознь, обращая внимание на их узкое предназначение, и совместно — в качестве единого фрагмента городской среды.