В дипломном проекте реконструкции комплекса районного Дома молодежи и школьников в Москве , расположенного в гуще старой застройки, композиционное объединение разнородных по назначению и характеру площадок, окруживших Дом технического творчества — спортивных, игровых для младшего возраста — было выполнено за счет активного цветового решения разнородных фасадов зданий вокруг участка — получилось своеобразное «общее ограждение». Приподнятая над землей «проникающая структура» пешеходного мостика, соединившего разные функциональные зоны, стала композиционной осью всего образования, а само стоящее в центре здание — его «доминирующим объемом». Здесь набор технических приемов «связывания» подсказан ситуацией, которая породила принципиальную архитектурную установку проекта. Это получается довольно часто — в городской среде основания утилитарной связи примыкающих пространств не всегда явно выражены, тогда как художественные причины прослеживаются во всех случаях — эстетическое начало в сознании зрителя перерастает утилитарно-практическую основу и становится главным качеством архитектурной системы.
Сравнивая между собой п.п. 7.1 и 7.2, можно отметить, что и материально-физические компоненты среды трактуются как элементы композиционной структуры. Но в первом случае они рассмотрены как система соподчинений, как иерархия, во втором — вне зависимости от их акцентной или доминантной роли, как якобы нейтральный от содержания способ взаимной организации архитектурного материала (кроме приемов «доминирующий ориентир» и «доминантное пространство»). Однако в конкретных ситуациях эти «нейтральные» приемы обязательно вступают в акцентно-доминантные отношения. Так, причудливо декорированная периментральная застройка, «общее ограждение» площади Рынка во Львове, является главной темой композиции, несмотря на то, что центр площади занят крупным массивом ратуши. А в проекте Дома молодежи и школьников многоэтажная и достаточно интересная по формам обстройка участка работает всего лишь как акцент.
Кроме того, тот или иной прием может рассматриваться безотносительно его роли не только в смежных, но и в единых пространствах. Например, концентрация масс на периферии площадки отнюдь не означает, что там же расположен доминантный элемент композиции. Так, на другой центральной площади Львова-Мицкевича — разнообразная и довольно мощная застройка, окружающая пространство, не может переспорить впечатление от стоящего в ее центре памятника поэту.
Приведенные замечания показывают, как точно следует формулировать цель того или иного вида архитектурного анализа, поскольку один и тот же компонент архитектурного пространства в одной и той же ситуации может исполнять различные роли в зависимости от позиций и задач анализа.
Фрагменты Исторического сквера в Екатеринбурге и Суворовской площади в Москве, современное состояние .
В настоящее время частично изменилась обстройка площади, рассматривается вопрос о ее реконструкции в связи со строительством новых подземных стоянок, но в целом ее структура существенно не изменится.
Проектировщики, к сожалению, часто недооценивают выразительность прорисовки планшета средовых композиций, больше полагаясь на активность форм, «вырастающих» из его поверхности. Но в действительности человеку удобнее смотреть на землю на 60° ниже уровня горизонта . И те архитекторы, которые умеют учитывать эту особенность нашего зрения, достигают весьма высоких результатов в формировании среды, концентрируя максимум доступных им художественных средств на планшетной плоскости. Особенно если есть возможность хотя бы частичной организации искусственного рельефа, «разворачивающего» поверхность планшета для лучшего обозрения. А такая возможность существует почти всегда .
Сопоставление этих рядов показывает, что при их очевидном сходстве придание пространственным единицам К. Линча композиционного смысла увеличивает количество значащих элементов, преобразуя «отвлеченный» принцип систематизации в рабочую рекомендацию для проектирования. Это подтверждает справедливость замечания английского теоретика архитектуры П. Спрейриджена: «Архитектурное пространство может быть самостоятельным островом, независимым от соседних пространств, или несколько пространств могут быть взаимосвязаны, чтобы восприниматься наилучшим образом при движении от одного к другому. Они могут намеренно быть запроектированы так, чтобы выявить их взаимосвязь, чтобы подчеркнуть значительное здание в пространстве или обозначить важное направление движения» (приводится по материалам Я.В. Косицкого).