Территория Александрии в 80-х годах прошлого столетия вмещалась в рамки современного района Канопа между Восточной и Западной гаванью. Центром города была площадь Мухаммеда-Али (ныне площадь ат-Тахрир). В северной части города на мысу, примерно в середине XIX в. был построен летний султанский дворец Рас ал-Тин в ампиро-барочных формах. К востоку от города вдоль бухты до дворца матери султана тянулась полоса пляжа и песчаных холмов. Эта местность, называемая Рамле, в XIX в. пустовала. Проведение железной дороги, использованной в 1904 г. как линия городского трамвая, способствовало застройке Рамле и превращению его в район вилл, где в 20-х годах XX в. насчитывалось уже 40 тыс. жителей. В окружении садов и пальмовых рощ здесь располагались отели, купальни, спорт-клуб, ипподром и т. д. Вдоль пляжа стояли фешенебельные виллы, занятые лишь во время купального сезона. Длина набережной достигла 25 км. Город рос на восток, и первоначальное его ядро Каноп составляло уже незначительную часть общей территории. Кварталы Канопа с узкими, как ущелья, улицами плотно застраивались 4—5-этажными доходными домами.
Возникновение и развитие новых городов Порт-Саида и Исмаилии связано с сооружением в 1859—1869 гг. Суэцкого канала (длина 160 км, ширина 60—150 м, глубина 8—13 м). В 1859 г. на месте будущего Порт-Саида был разбит палаточный городок строителей канала. С 1867 г. здесь строятся одно за другим консульства различных стран. В 1914 г. из Порт-Саида на противоположную сторону канала были перенесены склады и мастерские; вслед за тем на азиатском берегу возник поселок для рабочих и служащих.
Во главе акционерного общества по сооружению Суэцкого канала стоял инициатор этого дела инж. Ф. Лессепс; одним из служащих компании был арх. А. Шапон.
После проведения железной дороги из Каира рыбацкая деревушка на северной оконечности Суэцкого залива превратилась в маленький городок Суэц. Быстрое его развитие началось после окончания строительства Суэцкого канала и проведения канала пресной воды, которая до этого доставлялась цистернами из Каира; город становится крупным центром переработки нефти, транспортируемой по Суэцкому каналу.
На полпути из Порт-Саида заложена Исмаилия с регулярной сетью улиц и двумя квадратными площадями Гумхурия и Камель.
До конца XVIII в. редкие дома европейцев в Египте строились по типу местного жилья. Так, помещения французского консульства в Каире располагались в три этажа вокруг замкнутого двора: служебные помещения на первом этаже, приемные — на втором и жилые комнаты — на третьем. К большому парадному залу консульства примыкала крытая мощеная терраса.
К началу XIX в., наоборот, местная архитектура подчинилась европейскому влиянию, что показывает, например,. эклектический облик Нового дворца и цитадели Каира с широкими остекленными окнами, лепными украшениями потолка. В модном тогда европейском стиле, который назывался «грек», были перестроены дворцы в Шубре, Езбикие и Гизе. Затем на смену стилю «грек» пришел «итальянский стиль», для которого были характерны галереи-аркады и широкие балконы. Дома были грех типов: доходные многоквартирные, особняки и виллы. Рост цен на землю заставил увеличивать этажность зданий, причем фасады делались все более плоскими. Построенные в погоне за прибылью 5—8- этажные доходные дома делились на тесные, плохо проветриваемые комнаты-клетушки, их тонкие кирпичные стены на металлическом каркасе не защищали летом от зноя, а зимой — от холода.
До первой мировой войны строительство велось главным образом по проектам французских и итальянских архитекторов, например здание Египетского музея и мост через Нил (1902 г.) в Каире строил арх. М. Дурньон; здание Биржи на площади Мухаммеда-Али в Александрии проектировал арх. Манчини. Использовались не только композиционные приемы и формы различных европейских стилей (здание суда на площади Мухаммеда-Али и французский лицей в Александрии носят черты французского классицизма), но копировались памятники в целом. Так, Римский банк в Александрии воспроизводит в миниатюре палаццо Фарнезе в Риме. В архитектуре господствовала откровенная эклектика — здание «Палас- отеля» на острове Гезирэ в Каире имело портик со стрельчато-подковообразными арками и наличники с антефиксами.
Не миновало египетской архитектуры и влияние европейского модерна. В центре Каира появились дома тяжеловесной архитектуры с обильной лепниной. Значительное распространение получил так называемый «мавританский стиль» — европейскую в своей основе постройку прикрывали экзотические элементы архитектуры Востока. Этот «стиль», порожденный колониальными захватами, злоупотреблял подковообразными и фестончатыми арками, луковичными куполами, зубчатым венчанием стен, не сообразуясь с окружением. Лишь изредка тот или иной архитектор пытался связать облик здания с конкретными чертами исторического зодчества данной страны — в «Палас-отеле» Гелиополиса обрамление входа повторяет структуру порталов старого мамлюкского Каира (см. рис. 5).
Городские улицы и площади египетских городов XIX в. украшались по примеру европейских городов скульптурой. Так, центр площади Мухаммеда-Али в Александрии занимает выполненный в Париже конный монумент этого правителя работы французского скульптора А. Жакмара, поставленный на постамент из карарского мрамора. В Порт-Саиде у входа в Суэцкий канал была воздвигнута в 1899 г. колоссальная бронзовая статуя инж. Лессепса, строившего канал, работы французского скульптора Фремье. Южный конец канала в Суэце отмечен обелиском с каменными львицами у его подножия.
В XIX в. строительная культура Нильской долины, с глубокой древности дарившая миру уникальные произведения зодчества, под властью иноземного капитала теряет свою индивидуальность.