Внутреннее убранство называли нарядом. Плотничий наряд — чистовая отделка стен, потолка и пола. Стены внутри стесывались «в лад», потолки тесовые по матицам, забранным в косяк. Одновременно сооружали вдоль стен резные лавки. На самом почетном месте размещали стол. Обшитые тесом стены иногда декорировались различным образом, в зависимости от назначения помещения и вкуса хозяина. Иногда стены покрывали полотнами или холстами, расписанными «под аспид», то есть под мрамор, «травами» с изображением различных стен из священной истории. Краски были привозными.

Потолки и стены обивались сукном, иногда атласом и кожей с тиснением, реже — шелком. Для утепления стен в условиях сурового климата во внутреннем убранстве использовали суконные ткани ярких цветов. Такая обивка называлась узорочьем. Матерчатые о бои были тогда новшеством. Двери также обивали сукном, но чаще кожей. Полавочники, подоконники и занавески дополняли матерчатое убранство. У зажиточных людей появились шпалеры — первые ковры-картины без ворса. Ими застилали мебель. Потолок, печь и дверь могли покрывать росписью.

Значительно усовершенствовалась в этот период и печь. Печь делали глинобитной или кирпичной, но под всегда был кирпичный. Внутренние помещения отапливали трубами — печами с дымоходами, иногда имевшими и лежанки. Варистая печь — для приготовления пищи. Печь из кирпича также украшали: белили и расписывали,

У зажиточного человека в доме всегда стояла печь с трубой. Она была глинобитной или кирпичной, обыкновенно сводчатой, с плоским подом и специальным противопожарным устройством — искренником. Как правило, она была прямоугольной. Печь была снабжена дымоходом и выводной трубой — дымоволоком. Печная труба имела вьюшку, которую можно было закрыть. Печи топили жарко.

Для облицовки печей из поливной керамики делали плитки и изразцы. Бедные люди покупали изразцы простые, без глазури, с нехитрым орнаментом. Люди побогаче покупали изразцы с одноцветной глазурью — зеленой или коричневой, с рельефным изображением зверей и птиц. Богатые покупали и многоцветные изразцы. Изразцы были пяти цветов: белого, синего, желтого, зеленого и коричневого. В XVI — начале XVII в. появились красные терракотовые изразцы, в середине века — зеленые, муравленые, а под конец — многоцветные ценинные.  Последние писали разными красками.

Изразцами любовались как картинками.

Богатые люди проводили большую часть времени «в четырех стенах», парадные комнаты пустовали. Самая большая палата — столовая, В ее красном углу под иконами закрепляли лавки и стол, в печуре (стенная ниша) стояла дорогая посуда. Посередине висел слюдяной фонарь. В красном углу висели иконы, выложенные золотом, серебром и камнями, и стоял большой стол. Столы были массивными, дубовыми. Резные украшения делали на подстолье и ящиках. Были столы с точеными ножками и даже с каменной столешницей. Вся мебель была грузной.

Скамьи делались на четырех или двух (глухих) ногах. Узкая скамья предназначалась для сидения, широкая с подголовником — для сна. Скамьи — переносные лавки со спинками и без них, с резными ножками. Скамьи с перекидной спинкой назывались переметные. Спинка укреплялась подвижно по торцам на вертлюгах таким образом, что ее можно было перекидывать на обе стороны.

Лавки делали одновременно с отделкой дома и сразу намертво прикрепляли к полу. Неподвижные лавки, как и другая мебель, были в доме более почетными. Одной своей стороной они плотно примыкали к стене, другая поддерживалась ножками или подставками. Плотники сразу делали и опушку лавок — своеобразный декор нижнего края. Лавки покрывали полавочниками. Широкие лавки использовали вместо кроватей. Кутники — угловые лавки в красном углу.

Одновременно со стенами делали и залавки — лари, укладки, сундуки. Главное внимание обращалось на прочность: укладки и лари оковывали железными полосами на довольно близком расстоянии друг от друга. Стулья и кресла были редкими гостями в обычном быту. Стулья просты по конструкции. Спинка-щит часто украшалась короной или орлом. С XVI в. появляются деревянные стулья кубической формы с жесткими спинками.

Столец — квадратный стул без спинки. Кресла предназначались для хозяина и почетных гостей. Кресла были только у высшей боярской знати.

Ножки столов, скамей часто делали резными с перехватами, дынеобразной формы. Обрез лавочной доски прикрывался тесиной с резным узором. Резьба для «Спинки кресел» обработки дверец ларей, подстольев делалась сквозной (прорезной) или же в плоском рельефе. Роспись на мебели наносили звучными яркими красками — красными, зелеными и другими по светлому, почти белому или очень темному фону. Росписи состояли из растительных, цветочных мотивов, изображений птиц.

На поставцах — открытых полках с посудой — выставлялось много богатых предметов. В скрынях на полках, или, как тогда говорили, грядках, были расставлены диковины, например часы. На верхних грядках — мелкая посуда, на нижних — огромные серебряные тарелки. На поставцах и скрынях стояла та посуда, которая в обычном обиходе не употреблялась: красивыми серебряными кубками и чарами, позолоченными тарелями могли только любоваться, не более! Другое название шкафов — рундуки. Это закрытые и намертво приделанные к стене или стоящие на особом подстолье шкафчики. Вместо дверец и стекол шкафы задергивались красивыми занавесками. Само слово «шкаф» в то время обозначало то, что мы сейчас называем сундуком. В них хранили одежду. Рундуки размещали и под лавками, под кониками.

Комнату украшали иконы. Икон могло быть от одной-двух в бедном доме до целого иконостаса в большом доме. Иногда в доме была образная, крестовая или молельная комнаты. В крестовой на одной стороне размещался иконостас, на других — иконы в киотах. Гам хранили священные предметы. В моленной был также налой для молитвенника и поклонная скамья.

В богатых домах появились паникадила — люстры со свечами. Также имелись слюдяные фонари. Подсвечники назывались шандалы и их делали обыкновенно из меди или железа. В XVII веке в домах были так называемые струнные подсвечники, сделанные из натянутых и расположенных удобно медных проволок. Подсвечники ставили на стол или скамью. Использовали сальные свечи, но они были баснословно дорогими.

В комнате (кабинете) имелся письменный прибор: чернильница, песочница, клеельница и перница, напольные часы, скрыни с книгами. В спальнях стояли кровати с балдахином — сенью или кровлей. Модно было иметь на стене лубочные картины, чертежи и карты, реже — парсуны, то есть портреты, и картины со сценами из Библии.

Неслыханную новинку — зеркала — вставляли в рамы наподобие киота и тщательно прятали. Зеркала хранили в самых укромных углах и задергивали их занавеской из тафты на кольцах, как бы стыдясь своего искушения поглядеться в зеркало. Стены в домах украшались небольшими зеркалами. Обычно зеркала в деревянной раме висели в простенке. Зеркала в те времена были большой редкостью. В 1665 г. они имелись лишь у одного знатного москвича — Артамона Сергеевича Матвеева. Зеркало у него было в янтарной раме. Четырьмя зеркалами в деревянных рамах украсил парадные покои боярин В. В. Голицын, руководивший правительством страны в период регентства царевны Софьи Алексеевны. Зеркала чаще всего были квадратной формы, но встречались и круглые. Зеркала делали из хрусталя. Из-за границы привозили «доски зеркальные» и здесь покрывали амальгамой.

В описях домов уже встречались часы. Часы были трех видов: стенные, настольные и карманные. Часы украшали петушком, оленями, башнями. Часы были в основном боевые, стенные и столовые. В них двигались не стрелки, а сам циферблат. На часах изображали затейливые фигуры, башни, людей и зверей. Были также модные безделушки: серебряные яблоки, позолоченные изображения петуха с белым хвостом на поддоне, костяной город с башнями.