Восстановленный после пожара 1718 года Успенский собор, как богатой ризой, был одет лепным декором, выполненным народными мастерами во главе с мастером Иосифом Билинским из Канева. На его громадных фронтонах не осталось буквально ни одного квадратного сантиметра, не покрытого лепкой или живописью.

Растительные и животные мотивы лепных орнаментов поражали богатством фантазии и пластической красотой. Яркие цветные керамические розетки и головки ангелочков на фризе собора соперничали с красочной живописью и белоснежным кружевом лепных украшений. Интенсивные цвета декора, белизна стен, золото куполов, темная зелень — все слилось в цельную живописную картину.

Троицкая надвратная церковь также была оформлена с необыкновенным богатством; работы по ее украшению велись под руководством народного мастера Василия Стефановича в 1722-1729 годах. Существовавшие ранее арки-закомары были переделаны. Вместо них сооружаются волнообразных очертаний фронтоны. Все фасады, за исключением южного, покрываются богатым живописным и лепным орнаментальным декором.

Барабан купола оформляется лепным орнаментом и цветными керамическими розетками. Нежный бирюзовый тон стен служит прекрасным фоном для оригинальных белых лепных украшений и оттеняет живопись и позолоту. К сожалению, этот великолепный декор церкви был уничтожен реставраторами в конце XIX века, когда лепные орнаменты XVIII века были сбиты, а по их образцу сделаны новые из алебастра. Современный вид церковь получила после реставраций в конце XIX века и в 1958 году.

Живопись Троицкой церкви

Живопись Троицкой церкви по своему стилю и мастерству исполнения является одной из лучших сохранившихся росписей XVIII века. Отдельные композиции отличаются большой свободой, широтой декоративного замысла и гармонией своих красочных сочетаний. В них нашли наиболее полное выражение новые вкусы, новое понимание прекрасного. Вместо застывших аскетических лиц, характерных для предыдущей поры, здесь изображены физически прекрасные, полные здоровья, жизнерадостные лица; многочисленные фигуры в роскошных, шитых золотом и украшенных драгоценными камнями одеждах.

Особенно хороша картина «Изгнание торгующих из храма», помещенная над входом в церковь. Она написана с большим мастерством, полна динамики и силы; фигуры даны в самых неожиданных поворотах и ракурсах. Вся сцена представлена на фоне архитектурного пейзажа, напоминающего лучшие традиции итальянского искусства. Сюжет «Крещение Эфиопа», расположенный на северной стене центрального нефа, наоборот, выполнен в более спокойных, нежных тонах. Здесь господствуют мягкие, округлые формы, плавные, певучие линии; привлекает внимание изысканный тонкий колорит пейзажа, тонущего в дымке жаркого полудня.

В росписях Троицкой церкви поражает обилие пейзажей с прудами, цветами, деревьями, под сенью которых рядом с привычными животными изображены редкие звери и птицы тропических стран, как, например, в сценах «Милосердный самаритянин», «Исцеление слепого» и других, находящихся на южной стене храма.

Троицкая надвратная церковь
Троицкая надвратная церковь