Впечатление, которое мы испытываем от замкнутого пространства, теснейшим образом связано с системой освещения здания. Выставочное помещение, перекрытое мощными сплошными балками, несомненно, производило бы мрачное впечатление, если бы не освещение балок с концов естественным, а в средней части искусственным светом, в котором как бы растворяются формы балок с затяжками. Начало XX в.
Большое значение для восприятия пространства имеет также характер его расчленений и связанная с этим организация движения взора по линиям и формам. Здесь применимы те же законы восприятия, что и при рассмотрении вопроса о масштабности сооружения. Если пространство пронизано стремительными горизонтальными линиями только в одном направлении, то это направление будет казаться нам короче, чем оно есть в действительности. Наоборот, пространство, расчлененное многочисленными вертикалями, обычно кажется нам длиннее своего истинного измерения. Свод, пронизанный нервюрами, сокращается в своих измерениях, а свод, декорированный кессонами, придающими поверхности аморфный характер, кажется нам грандиознее.
Учет этих особенностей особенно важен в металлических сооружениях, динамичные формы которых могут совершенно изменить характер восприятия пространства, в котором они заключены.
Перекрытия из сплошных балок, или рамные сплошные конструкции, особенно в низких одноэтажных производственных зданиях, производят, за редкими исключениями, подавляющее впечатление. Значительно лучше выглядят рамные конструкции с большой стрелой подъема, как, например, в перекрытии перрона вокзала в Ганновере, а также подъемистые трехшарнирные арки, сечение которых уменьшается по направлению к шарниру.
Хороший результат дает также применение арок или рам с затяжками. Крытый перрон вокзала, представляет пример удачного решения пространства с помощью арочного перекрытия с затяжками. Исключительно легкие формы арок четко выявляют пространство, совершенно не загромождая его.
На этом же примере можно видеть, насколько уместно применение чугунных колонн, дающих экономичное решение и открывающих значительные возможности формообразования путем отливки. Менее удачное решение представляет интерьер центрального вокзала Пенсильванской ж. д. в Нью-Йорке. Не говоря уже о неувязке форм каменной архитектуры с металлом, формы самих стальных конструкций вялы и невыразительны, а композиция их хаотична. Этот пример интересен как не вполне удачная, но все же своеобразная попытка ввести металл в архитектуру интерьера станционных зданий.