СОЗДАНИЕ на отдаленной окраине столицы — в Гавани — крупного жилого комплекса с культурно-бытовым обслуживанием для малообеспеченных слоев трудящихся явилось важным социальным и градостроительным экспериментом 101. В нем нашли отражение демократические устремления архитектуры периода модерна. Строительство городка велось по инициативе ученого Д. А. Дриля, учредившего в апреле 1903 г. Товарищество устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения (позднее — Товарищество борьбы с жилищной нуждой). В память учредителя на одном из корпусов была установлена мемориальная доска. Главную задачу Товарищество видело в создании «гигиенических, рационально устроенных жилищ для бедного населения» с организацией «при домах <…> учреждений, способствующих улучшению быта и жизненной обстановки <…>, каковы столовые, читальни, детские сады и т. п.»102.
Идеи Товарищества нашли энтузиаста в лице Николая Дмитриева — видного архитектора и общественного деятеля, впоследствии председателя правления этой организации. Он был командирован в Западную Европу, где изучал новейший опыт устройства дешевых жилищ, в частности, строительную деятельность лорда Раутона в Лондоне шз. Дмитриева глубоко заботили острая жилищная нужда, ужасающе убогий быт рабочего люда в российской столице. Дороговизна комнат в фабрично-заводских районах, неимоверная скученность обитателей казарм и углов, теснота коечно-каморочных помещений, дефицит малых благоустроенных квартир побуждали его искать пути решения давно назревшей социальной проблемы. Правильным выходом он считал не благотворительность, а разумный коммерческий расчет, основанный на дешевом и долгосрочном ипотечном кредите. Создание нормальных условий обитания для малоимущих должно было служить главной цели — укреплению нравственного климата и семейного очага 104.
Следует напомнить, что строительство относительно благоустроенных дешевых жилищ имело в столице полувековую историю105. Среди жилых комплексов при предприятиях выделялась рабочая колония завода Ф. К. Сан-Галли, состоявшая из деревянных типовых домов, сада, школы и магазина (1879, Д. Д. Зайцев). Новаторские функционально-планировочные решения, в частности, рациональное расположение на участке отдельно стоящих корпусов, были предложены участниками конкурса проектов колонии для рабочих Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры (1897). Но именно в Гаванском рабочем городке, который был спроектирован Н. В. Дмитриевым в 1903 г.106, впервые сформирована комфортная и эстетически полноценная среда жилого квартала с развитым сервисом и просветительными учреждениями.
Обширный участок для городка был приобретен у принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской. 28 апреля и 12 июня 1904 г. состоялась закладка трех зданий, поставленных одно за другим параллельно Малому проспекту. Затем были сооружены еще два корпуса вдоль Гаванской улицы. Комплекс вместил более тысячи жителей. Для семейных предназначались две сотни малогабаритных квартир (в одну, две, реже три комнаты) компактной планировки без привычных коридоров. Для одиноких — 110 отдельных комнат с общими кухнями. В торцовых частях двух домов у проспекта устроены магазин и ясли. Первый этаж здания в глубине квартала заняло четырехклассное училище с рекреационным залом. В эллиптическом выступе среднего дворового корпуса разместился общественный центр городка: чайная-столовая, зал для чтений и библиотека. Генеральный план Дмитриева включал также часовню, скверы с извилистыми дорожками, площадку для игр. Таким образом, это было самодостаточное жилое образование с необходимым набором функций обслуживания. Открытие его состоялось в декабре 1906 г. 107
Новизне социальной программы отвечало новаторское пространственно-планировочное решение. Дмитриев отказался от традиционной в Петербурге периметральной застройки, уделив основное внимание внутриквартальной территории. Пять отдельно стоящих корпусов размещены на участке в системе линейной (вдоль улиц) и строчной (параллельно друг другу) застройки. Между ними — свободные проходы и уютные дворы. Удачно найденное соотношение высоты зданий и пространств позволило сформировать соразмерную человеку среду, обеспечить обилие света и воздуха.
Внешний облик домов прост, но выразителен. Здесь нет претензий на острую новизну стилевых форм. Это строгий рациональный модерн, связанный с традициями «кирпичного стиля». Главные средства архитектурной палитры — цвет и фактура материалов, зрительно усиленные их контрастными сопоставлениями. Декоративное звучание достигнуто чередованиями открытой кирпичной кладки и оштукатуренных частей фасадов, введением ажурных деревянных кронштейнов и островерхих фронтонов. Все здания составлены из аналогичных звеньев. Это свидетельствует о смене творческих установок модерна: от индивидуализации форм — к повторности, типизации. Здесь полностью снято и традиционное деление на парадное, уличное, и «закулисное», дворовое, пространства. Умело организованная и художественно осмысленная внутриквартальная среда разительно отличается от дворов-колодцев петербургских доходных домов 108.
Продолжением ансамбля городка стало здание Гаванского пожарного резерва, сооруженное в 1906-1907 гг. архитектором Ф. А. Корзу- хиным с другой стороны Малого проспекта на углу Остоумовой улицы, 21/76 109. Сближают эти постройки прежде всего приемы сочетания красного кирпича и светлой цементной штукатурки. Но у Корзухина более явно проступают реминисценции средневековой архитектуры. Пожарная часть — своего рода аллюзия на древний замок с «романскими» окнами, щипцами и аркадой, с шатровой башенкой. Утилитарное сооружение получило отчетливую романтическую окраску, превратилось в занятную игрушку. Вместе с тем архитектор строго следовал принципам функционального зонирования, единства внутренней структуры и объемной композиции. Расчлененный уступчатый план, свободная группировка проемов полностью отвечают функциональному содержанию разных частей: трубной и конюшни (аркада), гимнастического зала, общей спальни и столовой (широкие окна средней части), жилых крыльев с выступом лестницы. Корзухин ввел ряд новшеств в организацию пожарной части: совмещение трубной и конюшни, устройство площадки для удобного выезда и т. п. Это была первая постройка такого рода без привычной каланчи, так как сообщения о пожарах принимались уже по телеграфу.
Гаванский городок остался единственным среди современных ему опытов строительства дешевого жилья и поисков новой пространственной организации квартала «перлом русского творчества в этой области» по. Его можно считать во многом прообразом жилмассивов 1920- 1930-х гг. и даже, в какой-то степени, наших недавних микрорайонов.
Одновременно с Гаванским рабочим городком участник его строительства гражданский инженер Владимир Федоров спроектировал дом дешевых жилищ для трудящихся за Невской заставой (1904). Он должен был включать 412 комнат, расположенных в коридорной системе, а также столовую, библиотеку и бытовые помещения 11Г Тогда же к этой теме обратился архитектор В. П. Кондратьев, выдвинувший свою программу «взаимного благоустройства жизни семейных рабочих». Она не получила утверждения в бюрократических инстанциях, и в 1904 г. архитектор выстроил на собственные средства жилой комплекс на Смоленской улице, 31/20 112.
Это шестиэтажное здание состоит из двух параллельных корпусов, соединенных развернутой по диагонали угловой частью. Ряды комнат тянутся по обеим сторонам широких коридоров. В здании были устроены школа и библиотека, музыкальная комната и кинозал, баня и мусоросжигательная печь. Владелец назвал свой дом «Порт-Артуром» — в память героической обороны морской крепости от японцев, и это имя прочно вошло в обиход113. В специальной литературе постройка получила известность как первый в России дом-коммуна. Архитектурное решение этой «машины для жилья» откровенно утилитарно и потому — внестильно. Лишь балконы с ограждениями модерного рисунка оживляют монотонные плоскости стен. Общий тип плана тяготеет к традиционной периметральной застройке, двор походит на глубокое каменное ущелье.
«Порт-Артур» — лишь часть задуманного Владимиром Кондратьевым крупного жилого массива. Также фрагментарно был реализован проект Выборгского рабочего городка (Диагональная ул., 8 и 10), составленный в 1914 г. видным зодчим М. С. Лялевичем по заданию Товарищества борьбы с жилищной нуждой 114. За его краснокирпичным фасадом расположены изломанные в плане корпуса, ориентированные по диагональным осям. Редкий прием зигзагообразной застройки ранее уже был использован в конкурсном проекте Е. Ф. Шреттера для дома Э. Л. Петерсона (1905)115 и в доходном доме лесопромышленников Ф. Я. и Н. Я. Колобовых (Пушкарский пер., 2 — ул. Ленина, 8).
Импозантный дом Колобовых, возведенный в 1908-1910 гг. архитектором С. Г. Гингером при участии техника М. И. фон Вилькена116, был отмечен дипломом на городском конкурсе фасадов 1912 г. Планировка здания необычна, она соединяет два новых приема: глубокий курдонер со стороны улицы и треугольные дворы, открытые к переулку. Композиция приобрела пространственный динамизм, помноженный на сочную пластику крупных объемных форм. Но стилистика фасадов далека от модерна — это, скорее, эклектичное необарокко с эффектными колонными аркадами и пышным убранством. Несомненно, зубчатый контур плана (улица-пила) вместе со стилевым характером здания и решением круглой угловой башни-ротонды подсказаны предложениями французского архитектора Э. Энара (одного из создателей комплекса сооружений Всемирной выставки в Париже 1900 г.). Его эскизы с вариантами застройки улиц были опубликованы в журнале «Зодчий» за 1903 г.117 Устройство двух уютных треугольных дворов оказалось в доме Колобовых особенно удачным, так как позволило увеличить протяженность стен, обращенных на юг, а галереи, аркады, лоджии и балконы внесли в композицию пластиче- Домф я ы ское разнообразие, еще сильнее раскрыв здание навстречу солнцу. и. я. Колобовых