Синагоги являлись центром общественной и религиозной жизни еврейской общины. В конце XVI в. усилился темп еврейской иммиграции и к началу XVII в. в Речи Посполитой концентрируется половина еврейского населения всей Европы, причем в наибольшей степени в восточной части страны.

В XVII в. повышаются требования к вместимости синагоги, изменился характер богослужений, что способствовало возникновению так называемой девятипольной синагоги, элементы которой имели общие черты с остальным гражданским и культовым строительством.

Многопольность позволила расширить зал, сделать его более вместительным. Идеи центричности барокко выражаются в размещении в центре обширного квадратного зала бимы — ораторской трибуны — сложного многоярусного сооружения. Развитие пространственной формы — купола — исключалось, так как высота синагоги регламентировалась властями. Бима объединяла внутреннее пространство здания, при ночных богослужениях в ней помещался фонарь, льющий свет через арки, что не только дополнительно фиксировало центр, но и создавало особую динамику освещения.

В силу системы перекрытия каждая стена в интерьере получила однообразное, подчеркивающее центричность зала расчленение. Пяты сводов опираются, подобна сводам костелов, на пилястры. Между пилястрами стену симметрично прорезают проемы. На восточной стене в центре, между пилястрами, находится алтарь — шкаф для хранения торы. Наиболее выразительным, выпуклым декором обладали алтарь и бима. Пол бимы приподнят на несколько ступеней от пола зала, ее первый ярус перекрыт небольшим куполом, изнутри покрытым штуковым многоцветным орнаментом.

Внешний вид синагоги отличался большой сдержанностью. Здание господствовало над рядовой деревянной застройкой благодаря значительным размерам. Синагога в Старом Быхове имеет 20X21 м в плане и высоту II м. Главный фасад отличается расположенной на углу башней с лестницей, по которой проходили женщины на галерею вдоль западной стены. Вход для мужчин — в центре западного фасада. Башня имела также и оборонное значение: лестница сообщалась с входом в подвалы и отсюда мимо входа на галерею приводила на чердак. Здесь в аттике, венчающем стену, были прямоугольные и круглые бойницы. Помимо этого синагогу защищали толстые стены. Оконные проемы были подняты высоко над землей.

Несколько другого типа была не сохранившаяся синагога в Пинске. Она имела более развитый план.

Ее центральный зал со всех сторон, кроме алтарной, был обстроен более низкими помещениями. С севера и юга это были освещенные небольшими окнами помещения для женщин. С запада примыкали сени, служившие тамбуром и местом суда.

Синагога в Слониме имеет план, аналогичный предыдущему. Покрытие отличается единством: применены только крестовые своды. Главный фасад подобен фасадам костелов. По сравнению с синагогой Старого Быхова черты оборонного характера здесь выявлены меньше.

Каменные синагоги второй половины XVII в. не сохранились. Возможно, что после опустошительных войн середины столетия они вообще не возводились.

Некоторое представление о деревянных постройках дает синагога в Могилеве. Ее внешний вид определила высокая гонтовая ломаная четырехскатная крыша, скрывающая восьмигранный шатер, изнутри обшитый досками. Вероятно, на подобную форму покрытия, создающую центрический интерьер, повлияли шатры православных храмов.

Кроме синагоги, еврейской общиной строились такие здания, как ритуальная баня, пекарня, школа, танцевальный зал, здание кагала, библиотека. Они не сохранились, и какие-либо описания этих сооружений отсутствуют.

Господство феодальной верхушки наложило определенный отпечаток на белорусскую архитектуру XVII в. Основным типом монументального строительства становится замок и католический монастырь. В начале столетия эти здания строятся как крепостные сооружения, во второй половине века оборонные устройства постепенно исчезают.

Массовая жилая застройка состоит из деревянных построек. Стремление городского населения к независимости находит выражение в строительстве ратуш, зданий общественного назначения и культовом

строительстве, проводимом цеховыми и религиозными братствами. Испытываемый страной политический и экономический застой приводит к стабилизации типов строительства. Рост коронных городов останавливается. Развитие получают лишь владельческие города — центры магнатских латифундий.

В ряде случаев каменное и деревянное зодчество идут различными путями. Деревянные постройки сохраняют старый уклад, особенно рядовое городское и сельское жилище. Каменное строительство в большей степени подвержено влиянию новых форм. Как стиль иезуитской архитектуры, изменивший структуру здания, появляется барокко. В гражданской архитектуре оно касается сначала области декора и лишь во второй половине столетия в связи с изменением средств обороны и повышением требований к комфорту меняются планы дворцов.