Шатровые деревянные церкви XVII в. были и восьмигранными с прирубами с востока и запада, отличавшимися от построек XVI в. большей легкостью шатра с небольшой главой и «круглыми, о двадцати стенах».

Наибольшее распространение в XVII в. получил новый тип деревянного шатрового храма — восьмерик на четверике. Эти храмы было удобно увеличивать пристройками или присоединением с запада обширной трапезной. Примеры первых — Вознесенская церковь в с. Пияла на р. Онега, Архангельской области и Успенская церковь в с. Варзуга, Мурманской области.

Здесь каждый прируб покрыт тремя насаженными одна на другую бочечными крышами, создающими постепенный переход к центральной части. Более характерны для XVII в. шатровые храмы этого типа с трапезной — церкви сел Кургоминского, Архангельской области, Яндомозера Карельской АССР, Саунина и Пучуги; две последние — Архангельской области, именовавшиеся в документах XVII в. «древяна клетски верх шатром».

В прежних шатровых церквах из паперти через низкий западный прируб сразу открывался высокий восьмерик с теряющимся в темноте верхом и многокрасочным иконостасом, производящий впечатление величия и беспредельной высоты. В шатровых церквах XVII в. за папертью находилась обширная, но невысокая трапезная, а затем уже и самый храм, более высокий, но отделенный потолком от восьмерика и шатра. Вместе с увеличением размеров и освещенности увеличивалось и богатство убранства, сосредоточенного главным образом на восточных стенах. Сменяющие одно другое помещения создавали впечатление обширного и богатого «дома божьего». Также изменилось и впечатление, производимое внешним видом шатровых храмов, ставших более многообъемными с асимметричными боковыми фасадами и большим числом разнообразных по размерам окон. В трапезных применялось и типичное для жилой архитектуры сочетание красного окна с двумя волоковыми.

На берегах Пинеги и Мезени восьмигранный шатер ставился непосредственно на четверик, но переход от четверика к шатру маскировался крещатой бочкой с четырьмя главками на коньках.

Церкви с «кубоватым», рубленым, центрическим, квадратным в плане покрытием, силуэтом напоминающим луковичную главу, строились на южном берегу Белого моря и по р. Онега. Одна из них, Пятницкая церковь с. Шуерецкого Карельской АССР увенчана одной главой, но большинство были пятиглавыми, Архангельской обл. Колокольня, конец XVI в.

р. Коже и Пияле, обе 1695, все в Архангельской области). Подобно шатровым церквам некоторые кубоватые церкви имели четыре прируба, как Преображенская церковь с. Чекуева на Онеге, которую главки на бочечных крышах прирубов превратили в девятиглавую. В церкви в Бережно-Дубровском погосте на той же реке все девять глав посажены на самый куб.

Многоглавие применяли в зданиях разных типов. Девятью главами была увенчана церковь в Чухчерьме, Архангельской области, где восемь глав стояли по периметру невысокой четырехскатной крыши, а девятая венчала маленький шатер, поставленный непосредственно на крышу. Если бы не этот шатер, то чухчерьменскую церковь можно было бы отнести к деревянным церквам «на каменное дело» с четырехскатной крышей с главами на ней, как церковь в с. Ижма, Архангельской области с пятью главами, массивным срубом и пятью парами высоких столбов, поддерживающих потолок.