Изменения в социально-экономической жизни России в послевоенный период отразились и на русской деревне, куда все более проникали капиталистические отношения, ускоряя классовое расслоение деревни и разложение патриархального строя крестьянской общины. С ростом производства продуктов на продажу в деревне развиваются новые, передовые приемы ведения хозяйства, вызывающие строительство новых типов производственных зданий: крытых токов, амбаров, мельниц и т. д.

Изменяется и планировка села, в построении которого все большее значение приобретают торговая площадь, линии транспортных связей — дорога, река. На смену старой системе планировки села с ее общинным центром на возвышенности и скученной застройкой вокруг приходит линейная и смешанная планировка с более регулярной застройкой вдоль торговой площади, дорог и главных улиц, с равномерной разбивкой территории на участки. Сельский центр в таких селах складывается обычно из административных и культовых зданий и окружается домами сельской администрации, служителей культа и состоятельных крестьян. В помощь сельским строителям в эти годы разрабатываются, так же как и ранее, «образцовые проекты планировки села». Примером такого проекта может служить «Нормальный план селения при озере».

Своеобразный вариант линейной планировки представляет собой село Кянда, Тамбовской губернии, расположенное вдоль реки с центром вблизи берега. В селе Кочуново той же губернии, раскинувшемся близ двух рек с церковью у их слияния, жилая застройка размещалась в четыре ряда. Вытянутую линейную форму плана села и торгового центра под влиянием идущих вблизи дорог приобрело село Татьянино, Костромской губернии.

Эти новые тенденции в планировке оказали влияние и на исторически сложившуюся центрическую структуру старых сел. Развитие их идет по линии усиления регулярного начала в расположении улиц, торговой площади и в новой застройке села. Характерный пример подобной планировки— село Харино, Нижегородской губернии. Центром села служила почти квадратная площадь с церковью и торгом, своими правильными очертаниями отличавшаяся от площади сходного по принципу планировки села Андреевского, Владимирской губернии. Оригинальный вариант центрической планировки — село Великое близ Ярославля, возникшее вокруг озера, на берегу которого сформировался и его торговый центр.

Под воздействием новых условий жизни в деревне, а также городских построек изменяется архитектура крестьянских жилых домов и других сельских зданий. Но этот процесс имеет свои особенности в разных областях России. На севере изменение традиционных типов и форм зданий происходит медленно, и там долгое время продолжают строиться типы изб с подклетом и самцовой, безгвоздевой конструкцией крыш. В средних областях страны влияние города сказывалось в устройстве печей с дымовыми трубами, увеличении размеров окон, а иногда и делении дома перегородкой на несколько помещений.

Удешевление пиленого леса привело к замене самцовых крыш стропильными, увеличению гладких поверхностей на фасадах, что способствовало развитию искусства домовой резьбы. Начиная с этого времени, в Верхнем Поволжье, во Владимирской и отчасти Московской губерниях широко распространяется «глухая резьба», покрывающая фронтоны, карнизы, ворота и ставни окон.

Хозяйственные постройки — амбары, риги, мельницы, а также деревянные мосты оставались простыми и строгими по своей архитектуре. Деревянные церкви после указа Синода 1826 г., запретившего строить сельские церкви без утвержденного проекта архитектора, утратили свое былое значение произведений народного зодчества.