Стоило только миновать ворота усадьбы и направиться по тенистой аллее к розовому гнезду, так вступали в мир дворянина, живущего здесь. На крыльце поджидали старые слуги. Главный вход располагался посередине фасада. В конце длинных полутемных сеней находилась светлая, с широкими маршами парадная лестница в основной этаж. Удобная внутренняя парадная лестница — достижение последнего десятилетия XVIII в. Светлая парадная лестница образовала три яруса, свет которой увеличивался по нарастающей с высотой окон. Парадная лестница была гораздо более светлой и пологой, чем иные в доме: у нее были широкие ступени и просторные площадки, часто с двумя параллельными маршами наверху. По сторонам — фигурная (деревянная или металлическая) балюстрада. Служебные лестницы имели маленькую ширину, небольшую освещенность, большой угол наклона и большую длину маршей, не имели площадки между маршами. Они были крутые, узкие и темные.

Окна выходили только на одну сторону фасада. На другой, противоположной стене вешали зеркала. Зал иллюзорными средствами увеличивали и освещали: делали ложные окна с переплетами-зеркалами вместо стекол. Все простенки занимали настоящими зеркалами. В этих зеркалах свет люстр множился, отражаясь в стеклах настоящих окон. Когда залы стали устраивать в торце дома, они освещались окнами двух смежных фасадов. Печи в зале были прямоугольные пилонные, стоящие одна против другой. В угловых комнатах — трехгранные, придвинутые к углам; спрятанные в толще стен — в иных комнатах. Перемещение зала в торец дома давало возможность лучше его осветить: он освещался окнами трех фасадов, по его периметру обычно шла круговая колоннада. Обычно в другом торце дома устраивали парадную спальню с колоннами. В зале делали шесть дверных проемов с двустворчатыми дверями, это придавало ему торжественность. В других комнатах — по две высокие двустворчатые двери. Зал был светлее примыкавших к нему комнат и часто выше. Своды зала прерывались сферическим куполом. Под куполом у длинных стен было четыре пары колонн.

Колонны и хоры — в торце зала, впереди и позади его внутренней стены — углубляли пространство зала. В зале напротив окон устраивалась колоннада, в центре стены — экседра, по бокам — лоджии с хорами. Последние подчеркивали высоту зала и углубляли его. Той же цели служили и полуциркульные печи, которые углубляли экседру и лоджии.

На первом этаже располагалась анфилада залов. Главный зал — большая гостиная, находилась на главной линии. Она отличалась расписными плафонами потолка, узорной паркетной вставкой, двусветностью. Окна выходили в центр парадного двора и на главный проспект, ведущий к нему. Лоджию от основного объема отделяли ионические или коринфские колонны. Колонны могли обходить гостиную целиком по периметру. В оформлении гостиной использовалось позолоченное дерево архитектурной резьбы, светильники с хрустальным убором, зеркала в простенках. Холодные тона — белый, голубой, зеленый поддерживала позолота или охра.

Малые гостиные назывались по обивке стен — голубые, розовые, зеленые. Они предназначались для спокойных вечеров в кругу близких друзей. Чаще малая гостиная — для хозяйки дома называлась будуаром. К ней примыкал женский кабинет — хранитель духовной атмосферы дома. Позже наметилось отличие гостиных по величине, форме плана, цвету стен и отделке. Стали модными особые гостиные — диванные. Основное их убранство — диваны вдоль одной, двух или трех внутренних стен. Были картинные гостиные, библиотеки (гостиные с собранием книг), где главное украшение — шкафы для книг и предметов, бильярдная, боскетные и карточные. Боскетная гостиная должна была напоминать уголок сада, поэтому стены расписывали под природу. Карточные имели набор карточных столов.

В гостиных были трехгранные печи и камины. Постепенно из парадного помещения гостиная стала превращаться в место «вседневного пребывания» семьи владельца. Анфиладу комнат совершенствовали: двери комнат были смещены к наружным стенам, что делало комнаты более уютными, позволяло сделать альков в глубине.

Парадная столовая — второй по величине зал после парадной гостиной. К ней примыкали буфетные. Стены столовой украшали картины, портреты предков. Вдоль стен ставили шкафы с коллекциями фарфора, восточных редкостей, семейных реликвий. А в центре стоял стол, покрытый белоснежной скатертью.

Полы всегда были дощатые, а не паркетные. В начале XIX в. столовые стали делать среди жилых комнат.

Спальни были парадные и «вседневные», отличались размерами и отделкой. В обычных спальнях были бытовые комнаты и ниши — альковы. В парадных спальнях появились альковы, отделанные колоннами, декоративной аркой или сводом, где помещали кровать. Перед колоннами ставили диван.

Парадные комнаты при движении от сеней постепенно увеличивались в размерах, затем уменьшались после гостиной (или зала).

Обычно еще были столовая и аванзал (комната перед залом). Они были вдвое меньше, чем сам зал.

Анфилады постепенно стали не только линейными, но круговыми, Г-, Е- и П-образными.

Еще одна особенность: многие вещи из парад- Парадная столовая НЫХ интерьеров стали использоваться ДЛЯ жилых — печи, камины, наборные полы. Парадные интерьеры становились к концу XVIII в. интимнее, тогда как жилые комнаты обретали черты парадности. Их отличала уравновешенная симметричная расстановка мебели, осветительных приборов, консолей, декоративных ваз, а также развеска декоративных шпалер или картин. Их общая ритмика создавала впечатление либо официального, парадного помещения, либо домашнего, интимного.