Главную часть здания составляет традиционный в северной деревянной архитектуре столпообразный объем. Высота его 27 м. Расширяющийся кверху восьмерик, вырастающий из мощного четырехстолпного сруба, завершается легкой девятиглавой шапкой, искусно покрытой резным осиновым лемехом.

Народные мастера, построившие эту церковь, учли опыт строительства стоявшей рядом Преображенской церкви и пошли по пути их объединения в одну композицию. Вот почему девять глав Покровской церкви не просто вырастают из пологой восьмискатной кровли, а приподнимаются на пьедесталы — восьмерички, переход от которых к барабанам решен в виде своеобразных воротничков из теса. Форма храма статична, и это еще больше подчеркивает динамику главной церкви. Внутреннее пространство Покровской церкви было сильно искажено многочисленными переделками в XIX в.

В настоящее время ведутся реставрационные работы. Немалую роль в завершении композиции комплекса Кижей играет колокольня. Она была сооружена в 1874 г. Хотя в ней и присутствуют явно чуждые древним деревянным постройкам элементы (полуциркульные арки, окна, фрамуги), все же построена она в хороших древнерусских традициях и дополняет архитектурный ансамбль Кижей. Кижский погост составляет гордость нашего зодчества, и недаром все историки искусств признали его русским чудом.

На Кижском острове организован музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом. Инициатором и автором первых проектов его стал архитектор А. В. Ополовников. Сейчас в заповедник уже перевезено немало ценнейших старых построек деревянной архитектуры Севера. Здесь и древнейшая Лазаревская церковь XIV в. из Муромского монастыря, и часовни XVIII в. из Кавгоры и Леликозера, дома из сел Середка и Логморучей, мельница с Волкострова и многие другие. Все памятники расположены вблизи знаменитого погоста и не мешают его целостному восприятию.

Не меньший интерес, чем культовая архитектура, представляют гражданские постройки Заонежья: избы, амбары, бани, мельницы и т. д. Планировка русской северной деревни обычно определялась целесообразностью и удобством для жизни. Избы строили на пригорках, поближе к воде, к лодке, с учетом рельефа. Сбоку от дома ставили амбар, на «задах» — колодец, а у реки — баню. И над всей этой низкой стелющейся застройкой деревни доминирует вертикаль церкви. Эти комплексы отличаются удивительной гармонией архитектуры и природы. Жилые постройки дошли до наших дней в не столь блестящей сохранности, как церкви и часовни. Они чаще горели, их меньше берегли, поэтому дома старше 150 лет почти не встречаются.

Наиболее древняя форма жилой постройки Заонежья — так называемый дом «кошелем» — постройка с очень большим крытым двором, примыкающим к боковой стене избы. Так как изба всегда значительно меньше, чем двор, то кровля, перекрывающая их, всегда была асимметричной: скат над двором был длиннее, чем скат над жильем. Конек кровли располагали по оси жилой части постройки. Обычно устраивали еще один скат, симметричный жилой части, игравший чисто декоративную роль. Типичный образец жилой архитектуры — дом Ошевнева, перевезенный в Кижский заповедник. Он был построен в 1876 г. для семьи зажиточного крестьянина из 22 человек. В плане он представляет собой прямоугольник, близкий к квадрату. В первом этаже расположены коровник и хлев для мелкого скота, во втором — сенник, сарай и кладовые. Жилая часть состоит из зимней избы с печью и горницей, разделенными сенями.

Необходимым элементом построек являются галереи, устроенные на выступах бревен. Они идут вдоль всей жилой части дома и располагаются на уровне пола второго этажа. Основной архитектурный элемент хозяйственной части дома — арочные или трапециевидные ворота. Встречаются и дома «брусом». Это обычная четырех — или пятистенная изба с двором позади нее.

Жилье и двор находятся под одной равноскатной кровлей. Примером может служить дом Сергеева, построенный в начале XX в. Заонежские дома, как кошелем, так и брусом, монументальны и просты. Сильные свесы крыши, крупные бревна срубов, суровость ворот, узорчатость немногочисленных деталей характеризуют их внешний облик.

Интерьер заонежской избы чрезвычайно скромен. Стены — из тесаного дерева. В углу — большая глинобитная печь (2-3 м2). Вдоль стен — лавки. У южной стены — стол, над ним — божница. Рядом с печкой — шкафчики для посуды.

Все эти, казалось бы, примитивные, но типичные детали дают представление о быте и образе жизни северян.

Обстоятельное исследование деревянного зодчества этого края проведено Ю. С. Ушаковым и освещено в его книге «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» (Л.: Стройиздат, 1982). Кроме глубокого содержания, книгу украшают фото и графические зарисовки. Она расширяет наши познания о деревянном зодчестве. Интересна также и книга «Архитектурные памятники русского Севера», написанная И. Бартеневым и Б. Федоровым.

Желание сохранить деревянное зодчество проявляется в создании музеев под открытым небом: в г. Суздале, Львове, Киеве, Бухаресте.

В них представлены этнические архитектурно-градостроительные памятники. Сравнение их композиционных и конструктивных особенностей помогает лучше понять логику пространственного своеобразия, связанную напрямую с природно-климатическими и историческими факторами. Естественное разрушение деревянных строений вызывает безусловное сожаление и наталкивает на более интенсивные и результативные меры их реставрации.