На полихромию русского классицизма, бесспорно, оказали влияние открытия античной полихромии. Идеологам бесцветного классицизма они казались неправдоподобными. Им был недоступен богатейший цветовой язык прошлого, так как они привыкли проецировать на античность скудную догматическую палитру собственного цветового наречия и видеть полихромный мир антики как бы в черно-белом изображении.
Эта обычно уходящая от современных исследователей сторона классического наследия подробно рассмотрена М. Нащокиной. Комментируя влияние на традиционное представление об античном искусстве открытия цвета в греческой архитектуре, русская архитектурная критика констатировала: «Теория изящного, выведенная из образцов древнего искусства, потрясена в одном из главных своих оснований».
Канонизация желто-белого двуцветия в начале — середине XIX в. коснулась ансамблей Петербурга и Москвы. Планировочное решение пяти центральных площадей Петербурга, в том числе завершение ансамбля Дворцовой площади, завершение центральных архитектурных ансамблей Москвы, отразило эту цветовую тенденцию позднего классицизма. Относительно сдержанный, но в силу этого объединенный по цвету, город эпохи классицизма представляет собой важный этап на пути к формированию колористики города. Русский классицизм, преодолев цветовую хаотичность, свойственную средневековью, впитав цветовой материал русской и западноевропейской культур, реализовался в создании колористической целостности городов.
Периоды спада и расцвета полихромии европейских городов вынужденными руслами, соединяющими площади. Технико-функциональный подход к решению проблем города отвергал возможность его осознания как «живущего по законам красоты», игнорировал средства гармонизации городской среды, в том числе полихромию. Цветовой хаос центральной части города с броской рекламой противопоставлялся серой монотонности окраин. В крупных городах между цветовой хаотичностью и монотонностью располагались тускнеющие массивы классицистической застройки, слабо напоминающие о градостроительном звучании полихромии.
В строительстве этого времени широко используется бетон и цементная штукатурка, серый цвет которых быстро загрязняется и темнеет. Темно-серый тон становится доминирующим во многих европейских столицах. Резко снижается их цветовая насыщенность. Преобладают эклектические сооружения со стилизованным декором, игнорирующие традиции местной архитектуры и региональные цветовые особенности. Особое распространение получают постройки из красного кирпича и клинкера — фабрики и заводы, административные здания, псевдоготические церкви. Именно тогда в Берлине возникают улицы, которые и сегодня еще принято называть типично «берлинскими». Их темный колорит, основанный на серых, коричневатых, реже красновато-фиолетовых тонах, все же прочитывался в ахроматике города. Появляются здания с гипсовым декором на кирпичной кладке. Строения в духе неоренессанса, романтизма, позднего классицизма, эклектики украшаются серым рустом. В жилищном строительстве преобладают серые штукатурка и окраска, вызванные не только экономическими соображениями, но и желанием создать ощущение естественного камня как материала архитектуры.
Современные технологии производства предлагают множество видов фактурной штукатурки, некоторые можно посмотреть на сайте http://skkvartz.ru/goods/shtukaturka, которые разделяются по виду основы.