Представляется, что метод симметрии способен систематизировать и анализ восприятия симметричного объекта. Процесс восприятия включает несколько самостоятельных уровней: уровень, обеспечивающий ввод информации в нервную систему; культурно-ценностный уровень, на котором выявляются аналогии, смысловые инварианты различных феноменов культуры и т. п.; уровень, обеспечивающий эстетическую оценку и т. д. При этом «ритмы» эстетического воздействия симметрии соотносятся с особенностями психического процесса визуального восприятия объекта.

Историческая условность культурологического подхода к изучению симметрии в архитектуре

Известно, что симметрия как специфическое учение об изоморфизме и полиморфизме в природе может быть применена при исследовании специфически различных объектов, например материальных и идеальных. Сама идея подобных исследований состоит в абстрагировании от качественной принадлежности изучаемых объектов и акцентировании внимания на единых изоморфных параметрах их строения. Эта особенность теории симметрии, на наш взгляд, понятийно связана с принципиальной идеей культурологического подхода в теории искусства. Применительно к симметрии в архитектуре этот подход представляется как системное изучение феномена симметрии в контексте всей совокупности идей изучаемой культуры: социальных, эстетических, этических и т. д. Совместное рассмотрение предмета исследования в сфере конкретного проектного опыта и в сфере вне опытной духовной как предмета художественной деятельности и как принципа мышления непременное условие приближения к всестороннему и по возможности полному описанию симметрии в архитектуре.

Историческая условность культурологического подхода к изучению симметрии в архитектуре

Здесь метод описания суть симметрийное сопоставление, соотнесение реальностей разного порядка наглядных, графических и идеальных мыслительных с целью обнаружения смысловых инвариантов в контексте идей, с одной стороны, и в контексте объемно-пространственных форм, с другой. Прямое отношение к истолкованию метода симметрии имеет замечание Ю. Лотмана: «Подлинное знание состоит в выделении для различных объектов изоморфных моделей или в установлении бесконечной вариативности интерпретации этих моделей при переходе от метаязыкового уровня к уровню объекта».

По отношению к материалу истории закономерен вопрос о корректности метода симметрии, об опасности проецирования при описании на факты исторического прошлого современных взглядов. Однако при постановке общей проблемы содержания современного понятия симметрии возникает необходимость построения некой системы, или схемы наблюдения, описания и осмысления фактов, материалов исследования, то есть необходимость «накладывать субъективную зависимость на предмет анализа, не уметь высвободить его из зависимости от субъективного понимательного состояния исследователя».

Метод симметрии применительно к изучению феномена архитектурной симметрии вносит упорядочение, которое по смыслу объединяет все три условно нами выделенные аспекта: геометрический, социокультурный, инструментальный. При корректном отношении к материалам исследования этот метод может расширить границы сопоставления фактов. При этом не отрицается вероятность обнаружения в изучаемом историческом пласте связей, объективно существовавших, но в свое время вербально не зафиксированных. «Перед историком, конечно, стоит задача реконструкции реальных исторических сил, а их нет без смыслов, которые существовали в сознании носителей этих исторических сил».

Современное знание, введенное в историческое исследование, на наш взгляд, не только его объективизирует, но и открывает перспективу самых неожиданных открытий в изучении феномена архитектурной симметрии.

Историческая условность культурологического подхода к изучению симметрии в архитектуре

Сопоставление конкретно-исторических связей между архитектурой, наукой, философией, с одной стороны, и принципами структурного построения сооружений, с другой, позволяет подойти к системному описанию симметрии и дает основание для ее толкования не только в категориях архитектурной композиции, но и с позиции мировоззрения, мироощущения человека, создателя и одновременно наблюдателя симметричной формы.

Иными словами, мы делаем попытку интерпретации архитектурной симметрии в системе традиций профессионального мышления.

Историческая условность культурологического подхода к изучению симметрии в архитектуре впрямую зависит от ответственности по отношению к фактам, на которых строится само исследование.

Можно по-разному ставить вопрос о симметрии в памятниках зодчества. Как правило, внимание исследователей-профессионалов при общении с памятниками архитектуры фиксируется на формальном аспекте: «как» и «из чего» сделан шедевр архитектуры. Нас интересует вопрос: «почему» мастер, отвечая на социальный заказ, выбирает именно этот, а не другой прием построения, находя его адекватным своим представлениям о сооружениях конкретного типа.