Так в одном из средневековых трактатов описывается движение вселенной от единства ее творца к множественности, от бога через сотворенные им степени: первичный элемент, первичную душу, первичную субстанцию, первичную натуру -вместе суть первичные четыре элемента -вплоть до минералов, растений и животных. Это -движение макромира. В микромире человека, поднявшегося от состояния животного к совершенству, происходит возврат от множественности к единственности через познание единого бога.

Специалисты особо выделяют доктрину единства -главный принцип мусульманского монотеизма, обеспечивающий единство традиционного взгляда на мир.

Идея гармонии

Благодаря исследованиям советских и зарубежных ученых и публикациям философских, музыкальных и математических трактатов Среднего и Ближнего Востока, наши представления об эстетике мусульманского средневековья заметно расширились.

Идея гармонии занимает центральное место в эстетике мусульманского средневековья, отражая стиль жизни и деятельности передовых людей эпохи. Учение о гармонии на средневековом Востоке явилось в какой-то степени возрождением древнегреческой традиции. Аль-Кинди писал о гармонии: «Четвертая наука -это наука о гармонии, состоящая из науки о числе, науки об измерении площадей. В самом деле, гармония имеет место во всем и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении вселенной и в человеческих душах -как это мы установили в нашей «Большой книге по гармонии». Далее Аль-Кинди разъясняет, что наук о гармонии «заключается в установлении отношения и в присоединении одного числа к другому, в различении соразмерного и несоразмерного. Здесь изучается количество, рассматриваемое со стороны отношении одной его части к другой».

Идея гармонии

Более полное представление о воззрениях на гармонию Аль-Кинди можно получить из комментариев Даниеле Барбаро к десяти книгам об архитектуре Витрувия, где автор для разъяснения теории архитектурных пропорций обращается к учению Аль-Кинди.

Еще один пример, характеризующий понимание гармонии. Аль-Фараби в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» говорит: «И город, и дом нужно сравнить с телом человека». Ученый мечтает о городе гармонично развитом, подобно здоровому человеческому организму.

Идея гармонии в традиционном ее понимании даже при самом общем подходе обнаруживает представления, которые, как известно, являются фундаментальными в понятии симметрии: представление о пропорциональных отношениях ряда элементов и представление о подобии совершенному образцу как средстве построения гармонии.

Идея гармонии

Для объяснения гармонии в музыке, поэтике, эстетике, физиологии и психическом состоянии человека Аль-Фараби применяет такие категории, как «среднее», «умеренное», «уравновешенное». Аль-Бируни, занимаясь, морфологией растений, кристаллов, снежинок, пчелиных сот, приходит к убеждению, что в природе действуют законы числа и правила геометрии.

Для Аль-Кинди и Ибн-Сины характерно антропологическое истолкование гармонии, стремление найти ее принципы в устройстве человеческого организма и в духовном облике человека.

В целом исследователи констатируют наличие двух направлений в понимании гармонии на средневековом Востоке. Одно из них связано с пифагорейско-платоновской традицией, признает космологическую концепцию гармонии, символику и мистику чисел. Строение человека пифагорейцы понимали как инвариантное проявление законов вселенной, как выражение космической гармонии, которая проявляется и в восприятии человеком внешнего мира, его чувствах и сознании. Числа и числовые отношения соответствовали высокому уровню абстракции, но вместе с тем они связывались с конкретными явлениями природного мира и человека. «Согласно пифагорейской концепции, не только строение человека, но и его функционирование, практическая деятельность оказываются изоморфными вселенной. И хотя эта связь понималась упрощенно, идея о том, что посредством предельного (деятельности человека) реализуется беспредельное», становится фундаментальной философской мыслью.

Другое направление в традиционном понимании гармонии связано с рационалистической концепцией, опирающейся на практический опыт. Именно это направление, по мнению М. С. Булатова, получило «осмысление в искусстве зодчих, художников орнаменталистов и выражалось в геометрической гармонизации пространственных структур и архитектурно-художественной формы. Поэтизация геометрии стала ведущей линией художественного производства эпохи».

Учение о равновесии в архитектуре, связанное с геометрической статикой, дополняет учение о гармонии. Здесь следует добавить, что понятие середины или центра, одно из фундаментальных понятий греческой культуры, влилось в местное, издревле сформировавшееся представление о гармоничном равновесии окружающего мира, значительно его расширив и обогатив.

В эпоху средневековья идеи гармонии, пропорциональности, подобия, родства входили в понятие конкретных наук и искусств -математики, механики, медицины, архитектуры и музыки.

В своего рода философской энциклопедии того времени «Посланиях Братьев Чистоты» читаем, что «красота природных предметов зависит от пропорциональности их строения и гармоничности составляющих частей». В понятие прекрасного органично входят и законы композиции, что дает основание за категорией композиционной увидеть категорию эстетическую. Именно в таком контексте может быть осмыслено средневековое представление о симметрии в архитектуре.

Интересную информацию для толкования архитектурной симметрии дают философские трактаты, найденные в Бадахшанской области, в которых предпринята «попытка сохранить научное мышление в рамках религии». Центральная идея трактатов — идея подобия макрокосма вселенной и микрокосме человека. «В толе человека имеются подобия всего того, что есть во вселенной» или «тело человека — свиток с описанием вселенной, земли и неба». Там же перечисляются шесть сторон, вложенных в «существо человека»: верх, низ, юг, север, восток, запад. Четыре элемента в «существе человека», подобном дому, подобны четырем стенам.