В градостроительстве русской провинции 1810—1830-х гг. наряду с традиционными приемами конца XVIII в. развиваются новые принципы архитектурной организации города, применительно к местным условиям осваивается богатый опыт восстановления Москвы и реконструкции Петербурга.

Формирование капиталистических отношений, вызвавшее прилив населения в провинциальные города, стимулировало расширение жилищного строительства, совершенствование планировочной структуры городов.

В связи с этим учреждаются должности губернских и городских архитекторов и специальные комиссии и комитеты «для строения» в некоторых городах по примеру Москвы и Петербурга. Эти органы, подчиняясь указаниям из центра, перерабатывали и осуществляли образцовые проекты зданий, кварталов, площадей. В помощь застройщикам издавались альбомы по планировке городов, «Собрание фасадов для частных строений» и т. д. Государственное регулирование городской застройки способствовало созданию стилевого единства городов в соответствии с целостной еще в тот период системой приемов и форм русского классицизма.

Преобладающая тенденция в планировке губернских и уездных городов центральных областей России — стремление к прямолинейной трассировке основных улиц и проспектов, составляющих главные оси города, с выделением центра в виде одной или нескольких площадей. Но, руководствуясь принципом регулярности в планировочном построении городов, архитекторы учитывали особенности сложившейся планировки — радиально-кольцевой, трехлучевой, прямоугольной— как в «чистом виде», так и в их сочетаниях.

При реконструкции провинциальных городов радиально-кольцевая система сохранялась и развивалась преимущественно в границах старых, центральных районов. Расширение, города и застройка новых, периферийных районов проводились на основе регулярной системы с разбивкой их на кварталы прямоугольной сеткой улиц. Так сложилась в XVIII в. и развивалась в после- военные годы смешанная система планировки и застройки большинства старых городов провинциальной России, втом числе Томска, Ярославля, Костромы и др.

Строго регулярное построение планов городов провинции с прямоугольной сеткой улиц и переулков, с выделением главных площадей встречается, главным образом, в новых городах или городах, подвергавшихся капитальной перепланировке. При составлении планов городов не всегда учитывались особенности их исторического развития. Так были выполнены планы и велась застройка в первой половине XIX в. Астрахани, Остань кова, Курска и других городов. Наряду со строго регулярным построением городских планов развивается и свободная, живописноасимметричная система планировки городов и их центров, при которой большое внимание уделяется роли в композиции природных условий — рельефа, реки, моря.

Сложное переплетение планировочных систем в построении планов городов породило разнообразие форм кварталов и площадей — от прямоугольных, квадратных, многоугольных до треугольных и ромбовидных. Для регламентации их застройки в послевоенный период разрабатываются серии образцовых проектов кварталов, площадей и даже центров городов.

При возведении центральных ансамблей городов нередко органично соединялись в единое целое новые здания XVIII — первой половины XIX в. в формах классицизма и памятники древнерусской архитектуры. Удачное завершение получили центры городов Костромы, Ярославля, Владимира, Смоленска, Калуги и др. В этом отношении характерен центр Владимира, в котором монументальное здание присутственных мест первой трети XIX в. образует единый ансамбль с великолепными памятниками XII в. — Успенским и Дмитриевским соборами. Примером оригинального решения центра провинциального города может служить Сусанинская площадь в Костроме, застройка которой продолжалась до 30-х гг.

XIX в. Наиболее крупное здание в ансамбле площади — гостиный двор — состоит из двух прямоугольных в плане корпусов, фланкирующих сходящиеся на площадь улицы. В кварталах, полукольцом охватывающих площадь, размещены другие общественные и административные здания города: присутственные места, здание окружного суда, гауптвахта, центры которых парадно подчеркнуты портиками различных ордеров. Ансамбль увенчивает и объединяет стройная и внушительная вертикаль пожарной каланчи. Застройка центра осуществлялась талантливыми зодчими П. И. Фурсовым, Н. Метлиным и др.