В конце XVI и на протяжении XVII в. во многих городах, в особенности в западных районах, ведется строительство каменных синагог. На их облик повлияли требования духовных и светских властей, не допускавших, чтобы здания синагог превышали высоту костелов или церквей и выделялись среди городской застройки.

Это и определило общий характер композиции синагог в виде прямоугольного объема, лишенного архитектурного завершения, свойственного культовым зданиям, что придавало им светский характер. Особенно это сказалось в архитектуре деревянных синагог XVII—XVIII вв., в композиции и деталях которых было много общего с городскими домами зажиточных мещан.

Архитектура Украины второй половины XVI и первой половины XVII в. развивалась в сложных условиях борьбы за национальную культуру, за сохранение своего языка, религии, обычаев. Все это, содействуя укреплению национального самосознания украинского народа, наложило печать своеобразия и на архитектуру этого периода. Общность украинского народа, проявившаяся в языке, в различных сферах материальной и духовной деятельности, нашла свое отражение и в общности типов жилых, гражданских и культовых сооружений, в общности строительных и художественных приемов народного зодчества.

Именно народная архитектура позволяет говорить о едином характере украинской архитектуры этого времени. Вместе с тем в народном, особенно культовом, деревянном зодчестве к этому времени начинает проявляться творческое своеобразие различных школ, которое станет характерным для них в последующий период. Большая высота и стройность объемов деревянных церквей центральных и северных районов, приземистость волыцских храмов, многоярусность и преобладание горизонтальных членений в постройках Прикарпатья, элементы готики в закарпатском типе храма с высокой башней над притвором — все это можно проследить в деревянном зодчестве Украины XVII в.

Стилевые особенности архитектуры отдельных районов Украины более четко проявились в монументальном, каменном строительстве.

Каменные сооружения возводились главным образом в западных районах страны, однако даже ‘немногие каменные постройки центральных и северо-восточных районов свидетельствуют о том, что и здесь имелись свои местные приемы в строительстве.

Каменное строительство Киева и Среднего Приднепровья этого времени имеет очень много общего с архитектурой деревянных сооружений, однако ей принадлежит ведущая роль. Примером другой школы может служить архитектура северных районов, где заметно влияние московской архитектуры, проявившееся и в общей композиции, и в типах сооружений, и в деталях.

Наибольшее значение имела архитектурная школа, охватывающая почти все правобережье Украины с центром во Львове. Отличительная особенность этой школы — освоение и переработка архитектуры итальянского Возрождения. Этому способствовало влияние архитектуры польского Ренессанса, а также участие в строительстве итальянских мастеров, живших во Львове,’ и наличие цеха строителей и резчиков по камню в этом городе.

В это время на Украине, как и в соседних странах, начинается применение классической ордерной системы. Творческая переработка классического наследия, глубокое влияние народного зодчества способствовали тому, что каменное зодчество западных областей во главе со Львовом, несмотря на связи с архитектурой собственно польских земель, носило свойственный только ему характер.

Таковы три школы, три слагаемых направления в архитектуре Украины второй половины XVI — первой половины XVII в., на основе которых расцвело в последующем своеобразное искусство архитектуры украинского барокко.