Дом Хрящева — многоквартирный доходный дом, предназначенный для сдачи жилых и торговых помещений внаем. Доходные дома с периметральной застройкой участка и замкнутым внутренним двором, сходные по типу с домом Хрящева, появляются в это время в Москве, преимущественно в тесно застроенном Китай-го- роде.
На рубеже XVIII—XIX вв. в связи с развитием промышленности, вызвавшим приток населения в города, в Москве разрасталась рядовая жилая застройка, регулирование которой усилилось после составления плана города 1775 г. и организации для его осуществления Каменного приказа. Дома располагались вдоль улиц чаще, чем прежде, образуя в ряде случаев непрерывную застройку.
Возводились дома по чертежам, составленным в Каменном приказе, но в Москве по сравнению с Петербургом и городами провинций не наблюдалось строгого следования образцовым проектам. Небольшие дома в центральных районах, как правило, были каменные или деревянные оштукатуренные. В широком городском строительстве, которое велось обычно ма- стерами-плотниками, нередко в упрощенном виде повторялись классические архитектурные формы крупных зданий города.
Для кирпичных домов обычно применялись белокаменные детали. В двухэтажных зданиях окна часто объединялись по вертикали филенками. Деревянные дома или обшивались тесом в подражание рустовке каменных стен, или оштукатуривались, при этом сохранялся богатый карниз, гладкая подоконная плита и простой цоколь. За кольцом Земляного города на окраинах Москвы рабочий и ремесленный люд ютился преимущественно в избах.
В Петербурге в конце XVIII в. значительно развивается каменное жилое строительство. В этот период в среднем ежегодно возводилось 50—60 каменных зданий. Если в 1762 г. в Петербурге было 460 каменных и 4094 деревянных жилых дома, то в 1798 г. их стало соответственно 1834 и 4238. Каменные дома в основном строились в центре города. На окраинах преобладала деревянная жилая застройка. Разница между окраинами и центром сказывалась и в благоустройстве города. Если в центре улицы были замощены на 90%, то на окраинах, например на Петербургской стороне, — лишь на 4%.
В Петербурге в это время идет процесс уплотнения жилой застройки: дворы обстраивались 3—4-этажными флигелями. Увеличивалась до четырех этажей высота жилых домов, где квартиры сдавались внаем. Улицы продолжали застраиваться каменными домами по красным линиям — «сплошной фасадой». Крупные жилые дома, расположенные обычно по красной линии в условиях затесненных участков, приобретали различную конфигурацию.
Примерами богатых жилых домов конца XVIII в. могут служить каменные трехэтажные особняки Салтыковых, 1784— 1788 и Пашковых на набережной Фонтанки. Фасад здания дома Пашковых украшен четырехколонным коринфским портиком. Дворовый участок имеет в плане форму неправильного многоугольника. В глубине участка, за домом, стоящим вдоль набережной, находился сад. Характерен для того времени дом Кочне- вой, имеющий в плане Г-образную форму. Арка главного корпуса ведет во внутренний двор, где находятся жилой флигель и хорошо сохранившиеся служебные постройки. Близок к нему по плану и дом Аракчеева. Такой же Г-образный план имеет жилой дом Академии наук, выстроенный еще в 1750 г. и заново перестроенный в 1808—1809 гг. по проекту А. Д. Захарова.
Типичен для тех лет простой и строгий главный фасад с монументальным портиком из четырех канеллированных колонн без баз, поддерживающих антаблемент, и расположенным на нем балконом.
В Петербурге было сосредоточено большое количество населения, нуждавшегося в наемном жилье. В связи с этим широко развивалось строительство многоквартирных жилых домов, которые появились здесь уже в 1770-х гг. Жилая застройка велась в значительной степени по образцовым проектам, предусматривавшим возведение в центре 3- и 4-этажных жилых домов. Второстепенные улицы застраивались одноэтажными жилыми домами или домами с мезонинами.
Общественные здания. В 1780—1790-е гг. строительство общественных зданий принимает все более широкий размах. Общественные здания как наиболее крупные сооружения служили основой для разработки планировочных узлов города и, таким образом, играли большую роль в градостроительстве. В это время расширилась номенклатура общественных и административных зданий. Возводились здания торговых заведений, банков, присутственных мест, губернаторских домов, дворянских собраний, учебных заведений, больниц и др. Общественные здания строились также с благотворительной целью крупным дворянством и буржуазией, что отвечало идеям «просвещенного» абсолютизма, влияние которого еще продолжало сказываться.
Создавая целый ряд новых общественных зданий, зодчие обращались к господствовавшим в то время формам городских и загородных усадеб. Тип крупного монументального дома, выработанный в усадебном загородном и городском строительстве, с четкой схемой построения генерального плана по единой оси, с парадным подъездным двором и с рядом парадных помещений в значительной степени повлиял на формирование общественного здания.