Архитектуру дворца со зданиями ансамбля роднит асимметричность композиции, выделение входного портала, лаконичность четких архитектурных объемов. Наряду с этим в ней отсутствуют элементы декора. Гладь больших плоскостей подчеркнута забранными шебеке небольшими проемами, а также чередованием узких и широких рядов кладки, различных по цвету и фактуре. Обращенное к парадному двору здание отличается от зданий более интимного характера, скрытых в глубине внутренних дворов. Здесь естественна величественность, свидетельствующая не только о богатстве, но и мощи владельца. Привлекает изысканность пропорций портала и безупречное качество каменных работ.
За оградой верхнего двора находится диван-хане. Посреди небольшого замкнутого дворика на полутораметровом стилобате стоит восьмигранная ротонда. Центральный ее зал пятью сторонами выходит на стрельчатую аркаду с колоннами своеобразного ордера. Граненый каменный купол вытянутых очертаний служит наружной оболочкой двойного покрытия зала. Дворик также обрамлен с трех сторон стрельчатой аркадой, но ордер ее — меньшего размера и помещен на более низком основании.
Западная грань ротонды трактована эффектным порталом, нишу которого завершает изящный ребристый полукупол, опирающийся на сложную систему сталактитов. Тимпаны и надпроемные плоскости покрыты тонкой резьбой по камню. За порталом находятся «сени», соединяющие цент
ральный зал, размещенный в стилобате, склеп и небольшие двухъярусные службы. Отлично найдены масштаб компонентов сооружения, их внутренние соотношения. Главным звеньям композиции органически подчинены второстепенные. Особенно показательна трактовка определяющего архитектурный строй ордера. Дворовая колоннада подчинена торжественно высящейся на мощном стилобате ротонде. Их взаимосвязь логически выражена в соразмерности примененного ордера, разнице высот постаментов. Повторяясь, архитектурные формы подчеркивают главенствующее значение ротонды.
Диван-хане — один из немногих памятников Азербайджана, в композиции которых важное место принадлежит отдельно стоящей колонне. Формы ордера соответствуют монументальности образа; пропорции связаны с воспринимаемой нагрузкой; тонкое чувство материала определило характер убранства. Некоторой параллелью ордеру диван-хане служат колонны портика ворот Орта-капу в Дербенте. Кроме того, своеобразной аналогией ротонде является мавзолей Баяндара в Ах- лате, построенный зодчим Бабаджаном в 882 г. х. (1477—1478 гг.).Его особенность — открытая колоннада верхнего яруса, трактовка и пропорции элементов которой ассоциируются с ордером диван-хане. В качестве близкой аналогии отметим мемориальный комплекс Мама-хатун в Терджане (1246 г.), где тождественный композиционный замысел интерпретирован в иных архитектурных формах.
О назначении диван-хане, построенного во второй половине XV в., имеются две точки зрения. Исходя из названия сооружения предполагают, что это официальная часть дворца, приемный зал, в противоположность внутренним покоям. Особенности же композиции ротонды, плана и наличие нижнего яруса послужили основой другого мнения — признания диван-хане мемориальным сооружением.
Усыпальница и мечеть находятся в глубине нижнего двора. Выразительность образа первой определяется ясностью композиции и строгостью трактовки форм. Традиционны для ширванского художественного круга контрасты светотени, противопоставление вертикальных членений горизонтальным, а также гладь больших каменных поверхностей и кружева резного орнамента. Стрельчатая арка в глуби портала ведет в вестибюль, по сторонам которого расположены небольшие службы. Внутренний объем занимает зал, к подкупольному квадрату которого примыкают покрытые стрельчатыми сводами глубокие ниши. Несколько заостренный купол опирается на несложные паруса. Интерьеры усыпальницы аскетичны. Кроме членящих купол изящных долек и каменных шебеке в небольших проемах, других элементов убранства нет. Однако зал некогда был отделан богаче.
Портал усыпальницы принадлежит к лучшим в азербайджанском зодчестве. Превосходных пропорций объем прорезает линию карнизных плит, вырисовываясь на фоне прежде облицованного изразцами стрельчатого купола. При всем своем своеобразии по композиции и приемам убранства он сходен с порталом диван-хане. Глубокую нишу портала завершает стрельчатый полукупол с рубчатой поверхностью. Его основание покоится на развитом поясе сталактитов. Над замком арки, архивольты которой покрыты стилизованным растительным орнаментом, расположены выполненные изящным несхом коранические надписи. В отличие от тимпанов портала диван-хане с их сложным переплетением спиралевидных завитков композиционной осью служит реалистически трактованная растительная ветвь. Медальоны тимпанов содержат искусно вплетенное в орнамент имя зодчего — ме’мар Али. Дату постройки —839 г. х. (1435—1436 г.)—сообщает двустрочная надпроемная надпись.
В южной части дворика находится дворцовая мечеть. Статичность ее объемов, завершенных слегка заостренными куполами, оттенена стройным минаретом. В прямоугольный план вписаны большой и малый (женский) молельный залы и небольшие служебные комнаты. Назначение здания и его расположение определили устройство входов. Порталом выделен северный вход, обращенный к усыпальнице. Более скромен портал восточного входа, предназначенного для ширваншаха и его окружения, спускавшихся из дворца по по- луподземному проходу. Западный вход, который вел в женскую молельню, не выделен никак. Он обращен к участку, где находилась баня,овдан и, видимо, другие службы.
Центром здания служит двусветный зал, покрытый несколько заостренным куполом на сферических парусах. К нему обращены глубокие сводчатые помещения, придавая плану традиционную крестообразную форму. Между ее ветвями размещены два яруса небольших служб, соединенных винтовыми лестницами. В южном торце находится скромный михраб со стрельчатым куполом. Интерьеры мечети скромны. Гладь стен оживляют каменные решетки оконных проемов и пояс плоских стрельчатых арочек на барабане большого купола. Привлекают внимание пропорции молельного зала, а также многообразие сводчатых и купольных покрытий.
Поодаль от дворца, на южном дворе стоит небольшой мавзолей, известный как «мавзолей дервиша», названный так по имени якобы погребенного в нем придворного астронома Сейида Яхья Бакуви. Мавзолей состоит из подземного склепа и большего объема верхней камеры. Ее восьмигранник небольшими тромпами переходит в барабан, покрытый куполом с трехцентровой образующей. Три небольших проема забраны узорчатыми каменными решетками. На северной грани находится вход, который вел в несохра- нившуюся мечеть. Среди сходных мемори-’ альных сооружений — мавзолей близ Агда- ма (XIV в.), шейха Дурсуна (XIVв.) и более поздние в сел. Калахана (XVII в.) идр.— мавзолей Яхья Бакуви наиболее совершенен и, возможно, служил прототипом для провинциального строительства того времени.