Восточнее нижнего двора находятся баря- и овдан, отделенные от верхних дворов ансамбля усыпальницей и мечетью. Над уровнем земли возвышались купола, покрывавшие наиболее крупные помещения бани. Организацией плана предусматривалось сохранение необходимой температуры в зависимости от назначения помещений.

Горячий воздух, подававшийся из топливника по жаропроводящим каналам, обогревал полы и лежанки. Остатки купольных и сводчатых покрытий свидетельствуют о высоком уровне строительства, обычном не только для мемориальных и культовых, но и чисто утилитарных зданий.

Интересна «Ханская дача» в сел. Нардаран — одна из летних резиденций Ширваншахов. К морю обращена глубокая стрельчатая ниша — эйван, широко раскрывающая центральный зал, напоминая дворцовые сооружения сасанидского Ирана.

Гладь фасадов оттенена расположенными в два яруса удлиненными световыми проемами. Абрис стрельчатого купола над залом схож с куполом дворцовой мечети. Архитектурные формы просты и лишены убранства, кроме несложных сталактитов на пятах подпружных арок зала.

Неподалеку от Шемахи, на площадке, высеченной в почти отвесной скале, стоит небольшая двухъярусная усыпальница, известная как гробница Дири-баба. Большую часть первого этажа занимает помещение со стрельчатым сводом.

Просторный зал второго этажа по площади равен нижним комнатам. Зал покрыт сферическим, слегка заостренным куполом. Один из его световых проемов выходит на главный— южный фасад, а остальные — на запад и восток.

Небольшие проемы в северной стене ведут в грот в скале, служивший местом погребения лица, в честь которого возведена усыпальница. Параллелью Дири- баба является мазар Парау-биби, расположенный в северо-западном Копетдаге, неподалеку от рабата Ферава, сходный местоположением и некоторыми особенностями плана.

Строгость архитектурных объемов Дири-баба прекрасно оттенена горным пейзажем. Тонко прорисованы элементы убранства, а орнаментика тромпов не уступает резьбе сооружений бакинского ансамбля. На одном из тромпов сохранилась часть надписи: «…сын устада Гаджи». Украшением служил декоративный фриз фасада с фрагментом надписи датированным 805 г. х. (1402 г.), а также именем каллиграфа — Дервиш.

Шедевр кирпичного зодчества Азербайджана— Голубая мечеть в Тебризе. Ее архитектура свидетельствует о зрелости стиля. Для нее одинаково показательны продуманность плана, совершенство уже наблюдавшихся приемов композиции, интерпретация широко распространенных архитектурных мотивов и форм и изысканность богатейшего убранства. Своеобразный план центрально-купольного здания не встречает прямых аналогий в культовом строительстве Азербайджана. Близкая его параллель — Зеленая мечеть (Йешиль-джами) в Бурсе, в возведении которой участвовало много мастеров из Тебриза.

Композиционным центром служит главный, квадратный зал (16×16 м), некогда покрытый сферическим куполом. С трех сторон его окружают просторные галереи, расчлененные арочными переходами на несколько помещений, также покрытых куполами. За ним находится второй, несколько меньший купольный зал (9×9 м), являвшийся святилищем. В его торце находился михраб. Главный зал соединен с обходными галереями и малым залом стрельчатыми проемами.

Они трактованы одинаково, кроме выделяющегося богатством убранства портала, ведущего в малый зал. Голубая мечеть славится многообразием великолепного убранства фасадов и интерьеров. Строителем мечети, видимо, был Ниматулла сын Мухаммеда ал-Бавваба, который был также автором узоров керамического убранства и руководил их выполнением.

В середине XV в. построено медресе в Дербенте. Вытянутый ряд худжр образует ограждавшую двор мечети глухую стену. Ее прорезали два небольших сводчатых прохода, расположение которых продиктовано особенностями участка. Архитектура медресе обычна. Ритмически четкий ряд эффектно затененных стрельчатых айванов служит фоном для объемно и архитектурно подчеркнутых порталов центральной худжры и проходов. Трактовка порталов, рисунок и характер обрамления стрельчатых арок, приемы каменной кладки не оставляют сомнений в принадлежности медресе к ширван- скому архитектурному кругу.

Организацией пространства и формами типичен караван-сарай Сангачал. Его облик определяется прямоугольником глухих стен, стыки и оси которых закреплены небольшими полубашнями. Архитектура строга и лишена декора. Обычны для северных областей чередование тщательно выведенных широких и узких рядов кладки, выступающая плита карниза и массивные каменные водостоки. В центре главного фасада возвышается большой портал. Показательно, что единство стиля роднит различные по назначению и характеру сооружения — дворцовые («Ханская дача» в сел. Нардаран), культовые (дворцовая мечеть в Баку) и общественные (караван-сарай Сангачал).

Снабжение каравана водой было так же существенно, как и его защита. В каждом караван-сарае, в том числе и сангачальском, был либо колодец, либо овдан, которые располагались и вдоль всего караванного пути. Водосборники — овданы, как правило, находятся на большой глубине. К их сводчатым помещениям ведут покрытые «ползучими» сводами пологие лестницы. Отверстия в замке стрельчатых сводов служат для вентиляции подземелий. На поверхности земли они обычно отмечены небольшими сооружениями с входными стрельчатыми проемами.