В конце XV и начале XVI вв. в Азербайджане завершилась борьба за создание централизованного Сефевидского государства, столицей которого был избран Тебриз. Объединение азербайджанских земель в пределах одного централизованного государства способствовало развитию культуры и искусства. XVI в. был периодом крупных достижений в области литературы и искусства.
Зодчество XVI—XVII вв. в значительной степени продолжает традиции предыдущего периода. Появляется ряд выдающихся произведений архитектуры, крупнейшим среди них является замечательный комплекс культовых сооружений в Арде- биле. Непрекращавшиеся военные действия на территории Азербайджана в этот период, ограниченность временами материальных ресурсов, определили направление развития зодчества, несущего черты простоты и лаконизма. В XVI—XVII вв.не создается новых типов архитектурных сооружений, но ранее сложившиеся существенно изменяются. Мавзолеи, культовые сооружения, караван-сараи, мосты, овда- ны, кягризы и бани остаются основным видом строительства. Башенные мавзолеи больше не возводятся.
Претерпевает изменения связанное с архитектурой декоративное искусство. Изразцовая орнаментика и поливные кирпичи, достигнув высокого уровня развития в ардебильском комплексе, потом исчезают за единичными, к тому же качественно невысокими примерами. В изразцовом убранстве преобладают растительные мотивы, предваряющие мотивы стенных росписей последующего времени. Сталактитовые композиции реже применяются на фасадах зданий, в интерьере они имеют подчеркнуто декоративный характер. Резьба по камню в Ширване продолжает оставаться на высоком уровне и в XVII в.
Тебриз в XVI в. являлся наиболее крупным центром художественной деятельности. Наряду с миниатюрой, в Тебризе были высоко развиты поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство, особенно ковровое. Архитектурная школа Тебриза занимала ведущее место в развитии азербайджанского зодчества того времени. Так, в Баку — большом архитектурном центре— работал мастер Амиршах из предместья Тебриза, который построил Восточные ворота ансамбля дворца Ширванша- хов. Немаловажным центром развития архитектуры в XVI—XVII вв. был и Арде- биль, входивший в тебризскую школу. Значение крупного архитектурного центра сохраняет Шемаха. Хотя из городских сооружений до нашего времени ничего не дошло, но известное представление о творчестве шемахинских зодчих дают сведения о их деятельности за пределами родного города. До нас дошло имя мастера Шам- саддина из Шемахи (XVI в.).
Памятники архитектуры Шемахи, Баку и Апшерона объединялись так называемой ширвано-апшеронской архитектурной школой. В XVI—XVII вв. уже нельзя говорить о единой архитектурной школе на этой территории. В тот период уже не существовало ширванского государства, которое в прошлом обусловило единообразное развитие зодчества. После его распада произошло выделение локальных школ на территории, непосредственно примыкавшей к Шемахе, и на Апшероне.
В XVI—XVII вв. продолжала существовать и нахичеванская архитектурная школа, однако для ее характеристики недостаточно данных. Путешественники, посетившие Нахичевань в XVII в., сообщают о довольно значительном количестве сооружений в городе. Сведений же о строительстве в XVI—XVII вв. зодчими из Нахичевани каких-либо сооружений вне родного города нет. По-видимому, начиная с XV в., Нахичевань уступает свое значение крупного архитектурного центра Тебризу. Однако наиболее значительные произведения нахичеванской архитектурной школы, созданные в Нахичевани до XV в. и не утратившие своего великолепия в XVII в., не могли не оказывать воздействия на приезжавших туда мастеров из других городов и стран. Э. Диц считает, что определенное влияние на творчество крупнейшего турецкого зодчего XVI в. Синана оказали сооружения Мараги и Нахичевани. Таким образом, главными центрами архитектурной деятельности XVI—XVII вв. были Тебриз, Ардебиль, Баку, Шемаха и ряд селений Апшерона.