В городском интерьере относительная независимость пространственной структуры от разработки тех элементов, из которых она состоит, остро ставит задачу гармоничного и убедительного соединения в ансамбль разноплановых, разнородных форм и объектов. И.В. Жолтовский, много размышлявший об «отношениях между единством и множественностью составляющих его частей», утверждал, что в ансамбле все части подчинены целому, а «их форма, размеры и взаимное расположение дают нам наглядное представление о той закономерности, которая определяет их отношение к целому и друг к другу». При этом даже если каждый элемент ансамбля сам по себе является законченным художественным произведением, «он все же не будет органическим членом целого, если в образе его связь с целым и другими элементами не будет восприниматься как определенная, необходимая и закономерная».

В приведенных высказываниях следует подчеркнуть некоторые методически важные моменты:

а) соподчинение частей осуществляется через связь их формально-геометрических признаков (форма, размеры и взаимное расположение);

б) связь эта должна быть «определенная», т.е. такая, которая понятна, заметна зрителю, что требует четкости композиционных построений, ликвидации случайных или лишних звеньев и связей, мешающих восприятию главного, в конечном счете — выявление этого главного всеми архитектурными средствами; «необходимая», уничтожение которой равносильно разрушению ансамбля, означает разрыв единой цепи художественных впечатлений данного пространства; «закономерная», т.е. реализующая в структурных стереотипах, пропорциональных константах, композиционных «формулах» устойчивые связи архитектурных объемов и пространств.

Выше были показаны некоторые из закономерностей формирования архитектурной композиции: разделение компонентов художественной структуры на акцентные и доминантные формы, олицетворяющие «статические» и «динамические» начала напряженности композиции, приемы масштабной координации среды, принципы достижения целостности архитектурного решения. Все они могут быть представлены в виде «технических» приемов, условно отделенных от своей содержательной основы, использованы в процессе проектирования вне связи с конкретным назначением проектируемого объекта.

Особую помощь при решении задач преобразования «множества» в «единство» может оказать разбор «типовых» ситуаций и вариантов акцентно-доминантных соподчинений. Характерные формы реализации соответствующих законов видны на примерах из практики, как классических, так и современных, которые следует разделить на два круга — единичные цельно воспринимаемые объекты и их дискретные комбинации.

Проблема выбора и дальнейшего уточнения в процессе проектирования ведущего композиционного начала, связующего систему элементов городского интерьера в художественное целое, сводится прежде всего к осознанию тех ролей, которые предназначены архитектурной идеей главным компонентам системы — архитектурным массам и архитектурному пространству.