Архитектор должен искать новые художественные эффекты, экспериментируя в своих проектах и не опасаясь контраста его постройки с соседними зданиями. Здесь возникает другой вопрос: следует ли отдавать предпочтение в художественном отношении зданию, резко контрастирующему с окружением? Если возникает мягкий контраст, здание приобретает особую выразительность и привлекательность (как многие из описанных выше). С другой же стороны, если в районе, застроенном каменными и кирпичными зданиями, воздвигается сооружение, облицованное полированным черным гранитом или полированным черным стеклом, оно своим резким контрастом вызывает неприятное и беспокойное ощущение. Такое впечатление производят здания газеты Дейли Экспресс в Лондоне и Манчестере. Первое из них особенно невыгодно контрастирует с соседними каменными постройками на Флитстрит.

Вопрос можно поставить и таким образом: приятно ли в художественном отношении здание подобного рода само по себе, безотносительно к его окружению? Здание редакции газеты Дейли Экспресс выстроено по проекту архитекторов Эллис и Кларк в соавторстве с Оуэном Вильямсом. Здание с бетонным каркасом облицовано панелями из полированного черного стекла в металлических рамах серебристого цвета. Оно занимает угловой участок, по обоим фасадам от третьего до седьмого этажей непрерывно тянутся горизонтальные ленты окон; верхние два этажа, отступающие назад, облицованы целиком черным стеклом. Горизонтальное движение прерывается на главных фасадах двумя вертикалями из черного стекла, расположенными симметрично по обе стороны входа и поднимающимися до высоты седьмого этажа

Приятен ли общий вид здания с эстетической точки зрения. На этот вопрос я решительно даю отрицательный ответ. По моему мнению, в архитектуре, где формы имеют большое значение, фактура поверхности здания должна выявлять формы, безусловно им подчиняясь. Это требование лучше всего выполняют мягкие оттенки и фактура таких материалов, как камень и светлый кирпич. При сильно отражающей поверхности, например полированного гранита или полированного черного стекла, резкая светотень разрывает цельность фасада и мешает правильной оценке форм здания. А так как полированный материал не подвергается действию наружной температуры, то он так и останется блестящим, и здание, им облицованное, всегда будет вырываться из окружающей застройки. При матовой черной поверхности возникает еще один вопрос: приятна ли она вообще по цвету и тону? Светлые тона производят более приятное и радостное впечатление, особенно на фоне зелени. Преобладание черного цвета в повседневной жизни вызывает мрачное настроение, если же построить целый город из черных зданий, то даже при больших окнах результат подобного опыта был бы исключительно печальным. По поводу же здания газеты Дейли Экспресс можно прийти к такому окончательному выводу: его резкий контраст с окружающими зданиями создан в рекламных целях; и это можно назвать проявлением невоспитанности в области архитектуры. То же самое относится к зданию редакции газеты Дейли Экспресс в Манчестере.