На плане Кремля оно располагается на севере. Здание в виде трапеции. Постройка носит военную функцию и располагается в центре столицы и представляет интерес, как пример Петровского барокко. Трапеция с ярко-выраженной центральной осью. Здание приписано к кремлевской стене.
Внутренний двор замкнут. По центральной оси арочный проезд. Проходы есть в конце. В основном здание решено крайне просто, без излишних декоративных вещей. Композиция в два яруса, ордер имеется возле проезда и на торце здания. Форма окон напоминают бойницы. Это не правильные арочные окна, а окна с плавно скругленными углами. Они утоплены вглубь.
В качестве элемента барокко появляется своеобразный руст. Под подоконниками верхнего яруса появляются своего рода гирлянды. Центральная часть — переработка триумфальной арки. Изящно решенный антаблемент. Верхний ярус повторяет приемы первого. В этом здании архитекторы барокко впервые начинают членить фасады поярусно для ордеров. Снизу дорический, сверху дорический. Здание является предтечьем архитектуры классицизма.
Здесь архитектор обращается к образам ордерной античной архитектуры.
Лефортовский дворец
Он тоже является стоящим на грани Петровским и Лизаветинским барокко. Особенности — замкнутый двор, центральный проезд в виде триумфальной арки, центрально-ориентирован по оси. Композиция решена монументально. Используется плоскостной ордер. Меньшикова башня в Москве Там же располагается церковь. Башня была увенчана высоким шпилем с фигуркой ангела наверху. В 19 веке в этот шпиль ударяет молния и он не восстановлен до сих пор. Композиция храма необычна для Петровского барокко, но характерна для старых форм. Это напрямую связано с тем окружением, где работали архитекторы. Декор высочайшего уровня. Сооружение интересно с точки зрения композиции. Прямоугольной форм алтарь. Два четверика, а выше ярусы восьмериков. Восьмерик на четверике, только усложненный. Используется плоскостной ордер.
Выразительна западная часть храма. Впервые здесь мы встречаемся с портиками коринфского ордера на пьедесталах. Над антаблементом портиков используется балкончик декоративного характера. Сложный, мелкий и качественный декор. Овальные окошки над балкончиком. Используется лучковый карниз. Угловые части закреплены завуалированными пилястрам, покрытыми декорами. Самая выразительная часть харама — западный фасада. Очень монументальные волюты по бокам на всю высоту нижнего яруса, выглядящая очень изящно.
Входная группа решена в виде портика в виде балкона с аттиком, с утонченными колоннами. Гирлянды, картуши, ангелочки, овальные ниши, волюты. В 1825 году умирает Петр Первый.
Елизаветинское барокко
Вторая половина XVIII века. Елизавета Петровна — избалованная дочь своего отца. Любила роскошь. Для Елизаветы Петровны была цель сохранять то, что создал ее отец. Она вела праздный образ жизни, который отразился на архитектуре. Зодчий Чевакинский, Ухтомский и Расстрелли — звезды среди архитекторов своего времени. Савва Иванович Чевакинский Будучи русским зодчим он сохранит русские черты в архитектуре. Елизавета Петровна возвращает в архитектуру пятиглавие. Ей нужно было усмирять контраст между прошлым и настоящим России. Никольский/Николаевский морской полковой собор
Проектируется в согласии с европейскими и русскими принципами. Архитектор решает использовать старые принципы шестидесятилетней давности. Отдельно стоящая ось, поставленная на ось храма формировала композицию. Раньше под колокольней можно было пройти. Колокольне предан строгий контур за счет убывающих ярусов. При Елизавете Петровне форма шпиля себе изживает. Углы по диагональ раскрепованы. По углам парные колонны.
Из-за этого храм приобретает дополнительный объем. Колонны примыкают к стене здания. Два яруса звонниц. С учетом загнутых частей создается эффект вытягивания. Форма выпуклая наружу. Третий ярус колокольни перекрывает своеобразный купол, затем световой фонарь, снова увенчанный куполом и шпиль с маковкой. К колокольне ведет ограждение. Двигаемся мы с запада. За колокольней возникает довольно монументальный храм. Композиция храма с вижа довольно сложная.
При анализе читается простая форма, характерная для русского храма — крещатый четверик. Со всех сторон выдвинуты формообразующие персты. Главы практически равны по объему. Центральная глава практически не превышает боковые. В здании явно акцентированы угловые части в виде пучков колонн коринфского ордера. Пучки колонн обозначают центральную ось со входом. Колонны поставлены на пьедестал. На основной части появляются окна.
Форма наличников достаточно своеобразна — ушастые наличники на первом ярусе. Появляются балконы по всему периметру храма. Балконы на кованных чугунных кронштейнах. Пучки колонн коринфского ордера. Сохраняются раскреповки характерные для ордера. Над антаблементом триглифы-кронштейны. В основе используется дорический ордер. в смеси с коринфским. Лучковый раскрепованный аттик с овальным окошком, от которого отходят сияния.
Храм двухъярусный. Он делится на зимний и летний. Нижний ярус — зимний. Иконостасы приобретают сложный вид. Ухтомский Дмитрий Васильевич Он является одним из первых учителей русских архитектурных школ. Архитекторская школа Он одним из первых задумал построить академию художеств в Петербурге, где обучались бы первые зодчие. Но эта задумка так и осталась на бумаге. Москва. Красные ворота. На данный момент утрачена. Это триумфальная арка, напрямую выполнявшая свою функцию. Красными они назывались т. к. имели красный окрас.
Постройка обильно декорирована скульптурой и ордерными формами. Определенная дань архитектуре петровского времени. Здесь четко выделена пьедестальная часть для пилястр по большей части. Выразительный анатаблемент с раскреповками. Высокий аттик со скульптурами в навершии. Пилоны арки украшены картушами, так же в области аттика поддерживается центрально-осевая по пилонам. Самая выразительная часть- верхний завершающий объем.
Не смотря на разрыв антаблемента постройка предан монументальный характер. В верхнем ярусе выделяется прием использования балдахинов. Сияние в центральной части заполняет аттик всего сооружения. Подобные драпировки в архитектуре использовались европейскими архитекторами. Постройка разновременная — перестраивалась в разное время. Архитектор Ухтомский показывает себя, как сформировавший в себе видение архитектуры.
Колокольня Троицко-Сергеевской лавры. Перед архитектором стояла задача поставить главную доминанту внутри ансамбля. Основание ансамбля было возведено до Ухтомского в Петровскую эпоху. Нижняя часть трактуется на манер триумфальной арки. Трехчастная композиции нижнего яруса, которая выражена плоскостным портиком. Рустованные лопатки в боковых частях нижнего яруса колокольни. Постройка высокая и основание должно быть массивным. На нижнее основание ставится четыре убывающих яруса колокольни.
В пластическом решении они отличаются друг от друга. Над антаблементом второго яруса должны были быть устроены скульптуры. Приходится устанавливать вазоны в замен скульптуры. Последующие три яруса трактуются аналогично. Пучки колонн размещаются диагонально. Во втором ярусе после нижнего устанавливаются часы. Самое выразительное в постройке — купольное завершение. Купол представляется короной, перехватывая верхний ярус. Ухтомский экспериментирует с одером- трактует его по своему, создавая композитный ордер.
Проект госпитального дома (храм при больнице) Храм так и не будет реализован. По своему замыслу и сложности он бы перекрыл многие европейские постройки и вывел бы архитектора на уровень Бернини, Баррамини. Важная особенность — использование пятиглавия. Малые главы примыкают к центральной главе. В общей композиции прослеживается влияние европейского зодчества. Франческого-Бартоломео Расстрелли (Расстрелли младший) Его отец был скульптором в Петровское время. С детства рос в России. С 20 лет он начинает практиковаться в архитектуре. На самых первых постройках он демонстрирует высокий уровень мастерства и знания.
Он занимает самую высокую нишу в русском барокко. Строгановский дворец в Санкт-Петербурге В период правления Елизаветы Петровны Строгановы являлись очень богатыми людьми. Они быстро схватывают в чем новшество их времени и поэтому к правлению Елизаветы Петровны они плотно оседают в Санкт-Петербурге. Они уже могут позволить себе дворец. Расстрелли проектирует их дворец на Невском проспекте. Застройка в Елизаветинское время была низка — 1-3 этажа. Самыми высокими были храмы и дворцы. Дворец располагается на Невском проспекте и набережной канала. Разработаны два главных фасада, при этом они не могли быть выполнены одинаково.
В композиционном решении они похожи. Здание выкрашивалось в разные цвета. Здесь нет углового акцента. Фасад трактуется (оба фасада) в трехосевой композиции. Фасад, выходящий на Невский решен несколько богаче. В центре аттика размещен герб Строгановых. Боковые части акцентированы пилястрами. Первый ярус- пьедестал для одера. Выше еще два яруса, но это обман. Верхние окна нужны для дополнительного освещения и получались довольно высокие помещения. В скульптуре дворец решен богато. Акцентируются важные архитектурные моменты.
Дворец Воронцовых в Санкт-Петербурге
Трехчастная композиция, фасад делится на два яруса. Композиция свойственная Петровскому барокко. Наличники с лучковыми и треугольными фронтонами. Ордера не имеют принципиальных значений, Растрелли работает на простой ритмике. Центрально-ориентированная композиция. Блаблабла Застройка переднего двора позднейшая, предположительно производилась в период классицизма. Зимний Императорский дворец V зимний дворец за всю историю Коридорная система с включением анфиладного принципа(все дверные проемы на одной оси). Закрытые дворы. Просчитано отражение здания в воде — это сильно влияет на пропорции. На сегодняшний день сложно сказать о цветовом решении. Композиция проста (?!).
Растрелли выделяет два ризолита на южном фасаде, тем самым выделяя главный вход. В сравнении с петербургскими дворцам постройка в два-три раза длиннее. Частая ритмика окон, задающая очень четкий ритм. На восточном фасаде больше осей. Ризолиты меньше выделяются. Центральная ось, две боковых и две паузы по бокам, фиксирующие углы. Композиция центрального ризолита делится на три акцента, примыкающими колоннами к фасаду. Получается пятичастная композиция. В период правления Елизаветы Петровны используется прием «пучки колонн». Основное пространство стены из-за этого можно разрабатывать слабо. Колонны задают сложную пластику фасаду.
Фасад со стороны набережной. Здание фактически вплотную примыкает к набережной. Из-за этого нет ризолитов. Сложно разбить длинный фасад, его монотонность. Андреевская церковь в Киеве Проект этой церкви принадлежит руке Расстрелли.
Строительство вел архитектор Мичурин. Церковь поставлена на Андреевском спуске в Киеве. Здесь располагались военные бастионы. Поэтому церковь поставлена на пьедестал, каменный подклет. Решение не новое, распространенное. Расстрелли организует мощную лестницу, ведущую на обходную галерею.
Расстрелли будучи главным архитектором привносит в архитектуру барокко русские черты. Контраст декора, цветового решения — тоже русское. Пятиглавие — русская традиция. Храм можно отнести к типу крещатый четверик. Углы четверика поставлены нетрадиционно — под углом. Главки на углах- вертикальные доминанты, без окон, без каких-либо функций. Растрелли старается объединять горизонтальную часть. Ордер, как плоскостной, так и выступающий.
Переходит прием закрепления угла тонкой колонной. Для европейцев Растрелли был достаточно странным. Для архитектуры барокко активно начинает использоваться скульптура. В этой постройке она используется достаточно скромно. Совсем необязательно отражение того, что на фасаде внутри в интерьере. На куполе люкарные световые проемы. Луковичные главки — обращение к русской архитектуре. Скульптура проникает внутрь.
Скульптура используется внутри храма. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге Расстрелли проектирует новый тип монастыря. В соответствии с новыми формами он оберегает традиции. Должен быть главный храм, кельи, райский сад. Расстрелли реализует это все в архитектуре. Главный контур монастыря оформляет цельная сплошная ограда. Главный вход решен по центральной оси. Внутренняя территория повторяет общезаложенную форму креста.
На внутренних углах появляются четыре домовые церкви. В центре находится сам храм. На пути следования к главному храму ведет центральная триумфальная арка. Главный монастырский сад должен был разместится на внутреннем дворе. Отчасти архитектор продолжает Петровскую традицию, ставя высокую колокольню, которая должна была стать новой высотной доминантой Петербурга. Колокольню выстроили до второго яруса и закончилось правление Елизаветы Петровны. Эти два ярус решили разобрать. Сам храм представляет собой усложненную конфигурацию крещатого четверика. Храм вписан в ансамбль.
Центральный арочный вход на западе, четкое деление на два яруса, но в интерьере это просто двусветное пространство. Окно-роза над входом. В нижнем ярусе пучки колонн, пилястры во втором. Боковые малый главки он ставит вплотную к центральной. В них должны были размещаться звонницы. Цветовое решение — храм должен был стать белым, с насыщенным синим куполом со звездами. Расстрелли достигает вершины своего творчества. Дворцово-парковая архитектура Загородная резиденция Петергоф Все строго на центральной оси. Расстрелли видоизменяет фасад в новых формах. Развивает по главной оси, поперек, по основной протяженности здания. Архитектор пристраивает боковые корпуса. Композиция становится пятичастной.