Политическая ситуация в Италии эпохи Возрождения. Исторические области (Лацио, Умбрия, Тоскана, Лигурия, Ломбардия, Пьемонт, Венето, Эмилия-Романья, Папская область и др.), города-государства и их правители. Внешние враги Италии – германские императоры и французские короли.

Партии гибеллинов (сторонники императоров) и гвельфов (сторонники пап). «Авиньонское пленение» пап (1309–1377) и упадок Рима. «Итальянские войны» с конца 15 в. Формирование системы городского самоуправления. Взаимоотношения городских коммун и «сеньоров»-феодалов. Установление республиканского порядка правления во Флоренции и Венеции.

Приход к власти в городах Италии олигархов и тиранов. Семейство Медичи во Флоренции и борьба с ним сторонников республики. Основные художественные центры, формирование самостоятельных художественных школ во Флоренции, Венеции, Сиене, Милане и других городах. Первый историк эпохи Возрождения – Джорджо Вазари.

Его сочинение «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», издания 1550 и 1568 гг. Философская основа эпохи – гуманизм. Великие деятели «века гуманизма» – Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374), Джованни Боккаччо (1313–1375). Опора на наследие античности в поисках путей дальнейшего развития художественной культуры и искусства Италии. Задача преодоления политической раздробленности страны с целью восстановления былого величия Рима.

Изучение памятников античной эпохи, сохранившихся в Риме и других городах страны. Эстетическая цель эпохи – достижение всеобщей гармонии («прекрасной завершенности»). Определение гармонии по Альберти: «Гармония – это красота, в которой ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Основные творческие проблемы в области архитектуры, обусловленные поиском путей к всеобщей гармонии:

  1. освоение классической ордерной системы в качестве основы композиционного языка, обеспечивающей «человеческий масштаб» произведений архитектуры;
  2. проблема центрально-купольной композиции;
  3. проблема архитектурного ансамбля;
  4. проблема синтеза искусств;
  5. проблема «идеального города».