С уплотнением городской застройки возникает необходимость нового строительства. Группы новых зданий возникают в непосредственной близости от существующей веками застройки, вступают в контакт с ценнейшими произведениями прошлого. Это увеличивает ответственность архитектурного решения новых построек, вторгающихся в существующий город. Новая архитектура, соприкасаясь со сложившимся цветовым контекстом старого города, не может остаться безразличной к нему по цвету. Положение обязывает ее к недвусмысленному цветовому высказыванию.
Архитекторы ГДР имеют в своем активе ряд примеров включения жилых массивов, построенных с помощью индустриального домостроения, в центры исторических городов. Такие массивы появились в Берлине, Лейпциге, Карл-Маркс-Штадте, Эрфурте и Магдебурге-Ольвенштадте. Высокое архитектурное качество новых построек достигнуто в старом городе Гера, где возведен жилой массив из крупнопанельных зданий. В Шверине и Грайфсвальде имеются удачные примеры групп зданий, которые при помощи членения стеновых панелей, различных размеров оконных проемов, мансардных этажей и неординарного цветового решения органично вошли в атмосферу старого города.
При переходе от экстенсивной к интенсивной застройке города архитекторы ищут новые пути выразительности архитектуры, ее масштабности, что обусловлено необходимостью использования индустриального домостроения в исторической ткани города, отличающейся оригинальностью исторических форм, сложной палитрой и структурой полихромии.
При строительстве нового жилого района в северной части исторического ядра Ростока, имеющего ярко выраженную цветовую тему, созданную многовековым использованием клинкера и кирпича — основных строительных материалов, новая архитектура подчинилась историческому окружению, вписалась в существующий цветовой контекст. Здесь реализован принцип нюанса.