Усадебный вариант дома, продолжавший в измененном виде бытовать в это время, представляет собой дом Демидова в Гороховском пер.. Будучи построен не в центре города, он в отличие от большинства домов на Тверской имел флигели, расположенные по улице в одной линии с главным домом, и парк за домом.

Главный корпус и флигели создают симметричную фронтальную композицию; фасады небольших флигелей выразительно оттеняют простой крупный объем главного дома. Интерьер дома Демидова типичен для богатого жилого дома. Особенностью разработки интерьера жилого дома становится применение ордера, дающего единый масштаб для всех элементов внутреннего убранства помещений, а также широкое использование декоративных элементов. Замечательно отделаны

четыре сохранившие первоначальный вид комнаты дома Демидова, так называемые «золотые», получившие свое название от убранства резьбой, покрытой тонким слоем листового золота. В рисунке резьбы «золотых комнат» переплетены классические мотивы с образцами местной флоры и реалистически изображенными декоративными предметами. Декоративная резьба дома Демидова предшествовала более строгой обработке одними только архитектурными средствами интерьера построек 1790-х гг.

Перестраивая дом Долгорукого-Крымского в здание Московского Благородного собрания, Казаков приходит к своеобразному синтезу архитектуры интерьера жилого дома с анфиладой парадных помещений и архитектуры дворца, где главенствующее место принадлежит группе композиционно связанных залов общественного назначения. Представительность общественного помещения и интимность жилого дома сочетаются в классическом «античном» облике колонного зала.

Внутреннее устройство здания после перестройки его Казаковым стало типичным для крупных построек того времени: первый этаж имел преимущественно служебное и хозяйственное назначение, во втором размещались парадные помещения — главный зал, как центр единой композиции трех залов, расположенных по продольной оси, и ряд других, менее значительных парадных анфиладных помещений вдоль обоих уличных фасадов.

Внутри прямоугольного центрального зала размером 24,8X39,5, высотой 14,5ж проходит величественная колоннада коринфского ордера. Колонны с прекрасно очерченным энтазисом и тонко прорисованными капителями придают залу нарядность и торжественность.

Деревянная в своей конструктивной основе колоннада зала встроена в кирпичную коробку, образуемую стенами. Колонны отделаны искусственным мрамором, орнаментированные части выполнены из гипса. Перекрытие имеет вид плоского зеркального свода с распалубками над верхними окнами. Праздничный зал украшают хрустальные люстры между каждой парой колонн и зеркала в форме окон, что усиливает впечатление пространственности зала.

Своеобразен ордер Колонного зала: изменено, в частности, соотношение высот капителей и антаблемента, увеличено расстояние между колоннами, по-новому трактован аттик и паддуга перекрытия, что создает впечатление легкости архитектурных форм. До пожара 1812 г. зал, видимо, не имел балкона, а его стены членились пилястрами, внешний вид которых соответствовал колоннам.