Большой театр в первоначальном виде представлял собой компактный прямоугольный в плане объем, перекрытый на четыре ската, с мощным восьмиколонным ионическим портиком со стороны площади, с глубокой арочной нишей в торцовой стене над ним. На ее фоне эффектно выделялась конная квадрига Аполлона, венчающая фронтон портика.
Торжественный портик главного фасада вел в вестибюль с парадными лестницами, за которыми по главной оси развертывались основные звенья внутреннего пространства — главное фойе, величественный пятиярусный зрительный зал и сцена. Эта группа занимала среднюю высокую часть объема театра. В боковых, пониженных, частях размещались другие помещения театра и входы в верхние ярусы.
При восстановлении театра после пожара 1853 г. архитектор Кавос заменил четырехскатное покрытие двускатным, уничтожив при этом арочную нишу, позади скульптурной группы, а также заменил ионический ордер портика сложным и покрыл стены мелким декором, внеся элементы эклектики в отделку здания.
Видное место в архитектурном ансамбле центра Москвы занимает Александровский сад, разбитый под руководством Бове в 1820—1822 гг. на месте заключенной в трубу реки Неглинки. Сад обнесен красивой решеткой с монументальными чугунными воротами с северной стороны и каменными — со стороны Манежа. Достопримечательность сада — грот-руина с огромной плоской аркой, заполненной могучей, как бы вросшей в землю дорической колоннадой в духе греческой архаики.
В градостроительной связи с Александровским садом и Кремлевским ансамблем было возведено одно из выдающихся монументальных сооружений этого периода — здание Манежа. Здание строилось под руководством инженера А. А. Бетанкура при некотором участии Бове. Огромный и строгий прямоугольный в плане объем здания, перекрытый на два ската, с могучими фронтонами на торцах опоясан мощной дорической колоннадой, несущей антаблемент, метопы которого украшены барельефами. Включая Манеж в общую систему центрального ансамбля города, Бове композиционно подчинил его зданию Московского университета, которое должно было доминировать в намечавшейся тогда Манежной площади; поэтому Бове отказался от украшения фронтонов Манежа скульптурой, несмотря на требования генерал-губернатора Москвы. Большое достижение строительной техники тех лет — разработанные инж. Бетанкуром деревянные стропила, перекрывшие без промежуточных опор огромный пролет в 44,85 м.