Творчество для архитекторов не самоцель. Оно всегда лишь ответ на те или иные жизненные явления. Социальная основа — изначальная предпосылка их профессиональной деятельности. Время и общество определяют цели. Зодчие призваны воспринять и осмыслить общественные потребности, найти профессиональное решение конкретных проблем.
В области архитектуры общественных зданий сделано много поучительного. Ценность пройденного пути в том, что он сегодня дает возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать, что-то, безусловно, поддерживать, в чем-то сомневаться, а что-то и решительно отвергать. С другой стороны, многообразие построенного значительно осложняет задачу профессиональной оценки результатов нашей деятельности. Порой находишься под гипнозом формального эффекта того или иного произведения и не замечаешь принцип в него пороков. В других случаях кажущаяся «неброскость» сооружения мешает разглядеть в нем требующее явной поддержки прогрессивное начало. Сегодня, как никогда, требуется разработка архитектурной наукой объективных принципов, критериев оценки. А правильность выводов может быть обеспечена только коллективным характером обсуждения, осознанием нашей общей и личной профессиональной, гражданской и партийной ответственности.
Творческие задачи архитекторов в области общественных зданий невозможно обсудить вне связи с проблемами города, его центра, ансамблей, массовой застройки. Пройденный этап показывает, что во все большей степени, все ощутимее проявляется ведущий принцип отечественного градостроительства — принцип ансамблевости. Разработанные для большинства крупнейших городов проекты центров, рассматриваемые как большая архитектурно-планировочная система, которая развивается не только в пространстве, но и во времени, дают надежную основу для серьезного повышения архитектурной роли общественных зданий и комплексов в масштабе города. Творческая практика последних лет дает этому подтверждение.
Принципиальность, настойчивость архитекторов в реализации главной идеи генерального плана Москвы привела к возникновению в столице крупных композиционных «ударов» в городской пространственной структуре. И это — начало формирования центров планировочных зон как системы развитого общегородского центра. В результате огромной работы московских архитекторов и строителей в связи с прошедшей в конце ХХ-го века Олимпиадой-80, в столице создано семь крупных общественных комплексов. Активно формируется зона высших учебных заведений на проспекте Вернадского, представляющая собой систему многофункциональных сооружений, объединенных зеленым пространством, зона научных комплексов на Профсоюзной улице. Закреплять и развивать ведущий принцип нашего градостроительства — важнейшая творческая задача.
Главный недостаток нашей творческой практики в области общественных зданий и слагаемых из них центров, ансамблей, комплексов по-прежнему заключается в излишней самостоятельности элементов композиции в отношении масштаба, места и высоты, формы и материала, композиционного приема. Эта не увязанность, несогласованность — первопричина того, что по-настоящему целостные фрагменты города все еще крайне редки. Особую горечь испытываешь тогда, когда отсутствие «чувства соседа» или просто нежелание с ним считаться связано с формированием важнейших для города фрагментов. Именно эта причина не позволяет нам сегодня говорить как об ансамбле, о том, по существу, наборе важнейших общественных зданий, который возник сейчас на Краснопресненской набережной в Москве. Здесь каждый «певец» поет своим голосом, не слыша другого. А на Смоленской площади одни и те же авторы не смогли увязать в ансамбль высотное здание, жилые дома и две новые многоэтажные гостиницы.
Есть, конечно, немало примеров, которые заслуживают всемерной поддержки. Скажем, площадь Победы в Санкт-Петербурге, да и весь Московский проспект, которые последовательно, целостно и гармонично развиваются. А вот один любопытный пример из московской практики. На одном из проспектов в Москве построили Дворец молодежи. Выбору проекта предшествовал конкурс, давший несколько принципиально интересных проектов. Первую премию присудили авторской группе Я.Б.Белопольского. Очень был впечатляющий, даже эффектный проект: параболическая арка, держащая на вантах объем здания, крупная, летящая впереди фигура-символ — все это придавало композиции остро динамичный характер. Прошло несколько лет. Градостроительная мудрость авторов подсказала им, что на этом, хотя и заметном, но все же достаточно «скользящем» участке проспекта, с учетом интересов сложившейся застройки нужен выразительный, но более спокойный объем.