За много километров от города виднеется островерхий минарет Калян, отмечающий местоположение самого раннего из сохранившихся ансамблей Бухары — поставленных в паре мечети Калян и медресе Мири- араб. Расположенные в центре Бухары, у скрещения главных магистралей, на толще многовековых наслоений, здания главенствуют в городском ландшафте. Мечеть относится в основном к XV в., хотя отделка ее, как гласит надпись на фасаде, закончена в 1514 г. Портал входа со срезанными под углом 45° боковыми гранями соответствует архитектурному стилю второй половины XVI в. Его граненая ниша завершается по- лукуполом фигурной кладки шлифованного кирпича на алебастровых гуртах. Та же форма повторена в боковых нишах второго яруса портала; средняя ниша украшена, кроме того, мозаикой тонкого рисунка. В нижнем ярусе портала ниши были отделаны изразцовой мозаикой, которая украшала тимпан и срезы по контуру арки портала и тимпаны меньших арок. Щековые поверхности портала и его лицевые грани выложены, так же как в Ишрат-хане, шлифованным кирпичом со вставками майолики.
В медресе Мири-араб (1535—1536 гг.) поражает красотой рисунок плана, симметричный и уравновешенный, продуманный в мельчайших деталях. Гармоничны объемная композиция и пропорции фасадов. Ни одно медресе Средней Азии не сравнится с этим произведением неизвестного зодчего.
Анализ плана показывает, что он по строен по модульной сетке, основные деле ния которой равны десяти гязам (в мест ных единицах длины).
Медресе Мири-араб — крупное сооружение заключает 111 худжр. Угловые залы переднего фасада имеют план в форме неравноконечного креста. Из них южный служил одновременно мечетью и аудиторией, северный являлся усыпальницей, где похоронены шейх Мири-араб, Убайдул- ла-хан, могила которого отмечена деревянным кенотафом, и др. Во двор открываются четыре высоких айвана — летние аудитории. Детали и убранство медресе отличаются безупречным вкусом и совершенством. Главный портал сплошь покрыт мозаикой. Арка обрамлена жгутом многогранного сечения. Судя по некоторой незаконченности деталей, можно предположить, что отделка портала осталась незавершенной. Коридоры, ведущие во двор, перекрыты плоскими куполами фигурной кладки из притертого шлифованного кирпича. Контур рисунка кладки подчеркнут бирюзовыми изразчатыми швами. Корзинчато-сетча- тые паруса имитированы ганчем.