Изложенное показывает, что в основе воспринимаемой структуры готического города, а отсюда и в основе представления о целом, как и в русском городе, лежит его зонирование. Главное различие состоит в формирующемся образе целого. Если в русском городе главная идея — единство в многообразии, то в готическом мы видим конфликтное противопоставление замка феодала и бюргерского города-крепости.

Так, в Таллине четко отделяется занятый иноземными правителями верхний город — Вышгород (Тоомпеа) и торгово-ремесленный Нижний город. Антагонизм Вышгорода и Нижнего города выразился в следующих особенностях объемно-пространственного построения: ни одна из улиц Нижнего города не ориентирована на доминанты Вышгорода (сравни с городами русского средневековья). В панорамах города нет подчинения застройки доминантам Вышгорода, напротив того, достаточно отчетлива тенденция формирования композиции доминант, противопоставленных вертикалям Тоомпеа. Вертикали Нижнего города (особенно церковь Олевисте) настолько превосходят высотой собор и другие вертикали Вышгорода, что последние не могут быть признаны объектами, господствующими в композиции, несмотря на свое выгодное ландшафтное положение. Это отчетливо видно и на старых гравюрах и при натурном знакомстве с современным городом.

Причем антагонизм замка и ремесленно-торгового города не был спецификой Таллина, связанной с господством иноземцев. Аналогичную картину мы наблюдаем в Кракове, Берне, Эссене и вообще в большинстве средневековых западных городов.

А. В.Иконников отмечает, что если замок и город вместе стояли на равнине или занимали вершину холма, укрепления замка прорывали периметр городских стен, угрожая как внешнему врагу, так и городу. Такие противоречия усложняли структуру города, усложняли отчасти и его композиционный строй. Для современников, которых близко касались социальные коллизии, скрывавшиеся за особенностями архитектурно-пространственного построения, картины городского ландшафта могли наполняться и трагедийным содержанием.

Перед нами же это противоречие чаще всего предстает уже в снятом виде и мы оцениваем лишь сложную гармонию старого города.