В аспекте преемственности все улицы можно разделить на три типа. К первому тину относятся не измененные коммуникации, сохранившие свои линии застройки: главная магистраль и большинство улиц предместья Каролин. Второй тип улицы, перепланированные незначительно. Спрямлены одна или обе их стороны при сохранении направления и общих очертаний. Улицы третьего типа проложены заново с учетом хаотичных в плане между квартальных участков земли. Их ориентация повторила основные направления неправильных, существовавших здесь улиц и тупиков, а некоторые отрезки трассированы по территории кварталов.
Преобразование общественного центра по проекту 1856 г. ярко характеризует тенденцию градостроительства классицизма, свойственную городам южных частей Минской и Могилевской губерний — Гомелю, Белице, Речице, Рогачеву и др. Она заключается в функционально-композиционном раскрытии компонентов центра к природному ландшафту реки и противоположного берега с формированием глубоких видовых перспектив. В русле единой эстетики стиля эта особенность не была всеобщей для белорусского региона. Например, для Витебской губернии, за малым исключением, типичен прием замкнутости пространства центральных площадей. Очевидно наличие определенных профессиональных течений в рамках строительной деятельности той или иной губернии, воплощавшихся санкт-петербургскими зодчими как авторами проектных решений, местными архитекторами и землеустроителями, дополнявшими и осуществлявшими эти решения в натуре.
Общественный центр Минска формировался в виде системы ансамблей, которые в большинстве тесно связывались с пространством акватории р. Пины и заречной поймы, а также объединялись двумя планировочными осями исторической главной улицей и создаваемой по проекту набережной. Основным звеном структуры служило двуединое образование квартал бывшего иезуитского коллегиума и обширная Г-образная торговая площадь. Последняя и раньше была открыта к природному окружению, а по проекту идея ее композиционного раскрытия приобрела максимально полное выражение. Часть замка, пришедшего в упадок, предполагалось ликвидировать, что впоследствии осуществлено не было. Два новых корпуса торговых рядов по сравнению со старыми отодвинулись к северу, расширив пространство перед набережной. Планировочно-замкнутый квартал коллегиума выходил на набережную и его разновысотная застройка открывалась на юг к ландшафту.
При формировании рассматриваемого компонента центра уничтожены две из трех площадей XVII —XVIII вв. — культовая возле коллегиума и синагогальная. Не исключено, что помимо задачи геометрического упорядочения планировочной сети с укрупнением кварталов преследовалась цель бесконфликтного изъятия из городской среды пространственной атрибутики, чуждой для православия и российской государственности. Кроме того, новую монументальную трактовку получил преобразованный древнерусский торг перед детинцем. Тем самым, возможно, утверждалась идея возрождения одного из центров древнейшего Турово-Пинского княжества, важного в политической истории и культурном развитии края.
При этом в решении площади налицо творческая противоречивость романтизма. Принцип раскрытия торга к ландшафту свойствен многим древнерусским городам, а также Пинску XVII XVIII вв. Но площадь приобрела и выраженную Г-образную конфигурацию, что служило одним из типичных приемов организации городских центров в средневековом западно- и центральноевропейском градостроении. Опорная ситуация до реконструкции имела определенные предпосылки такой формы, но не столь явные, чтобы исключить иные варианты планировочной композиции.
Другое важное звено городского центра — францисканский монастырь еще в XVIII в. был создан как объемно-пространственная композиция, ориентированная на простирающуюся до горизонта заречную пойму. Жилое и учебное здание с внутренним двором имело вытянутый вдоль реки корпус, благодаря чему максимально удлинился фасад всего комплекса со стороны ландшафта. Идея обращенности к природной среде подчеркивалась тремя сильно выступающими в сторону реки, на юг ризалитами этого корпуса, которые увенчивались высокими барочными щитами с богатой пластикой. Эта же тема усилена постановкой костела нефами вдоль реки и размещением колокольни на некотором удалении от его главного фасада, что еще более пространственно развивало комплекс вдоль акватории. Наконец, перед храмом широкой, перпендикулярной реке полосой располагался сад, выходивший на набережную.
Значение третьего узлового элемента приобрело новое здание уездного училища по Большой Францисканской улице и городской сад перед ним. Сад организован на участке Феодоровской церкви. Этот храм в процессе реконструкции центра был разобран, а доминиканский костел, в 1857 г. переданный в православное ведомство, преобразован сперва в соборную Преображенскую, а позже Феодоровскую церковь. В здании же уездного училища в 1858 г. открыта первая в Пииском уезде гимназия. В 80-х годах XIX в. здесь учился выдающийся советский архитектор И. В. Жолтовский. В частности, но его эскизам в начале XX в. достроен четвертый ярус колокольни францисканского монастыря. Архитектурно-ландшафтная композиция узлового комплекса ориентировалась на реку, в сторону которой рельеф понижался, хотя от берега сад все же отделяла узкая полоса усадебной застройки.